Ворота и ограждения в стиле модерн
Европа и Северная Америка (и США и Канада), пережив увлечение бетоном и кирпичом, вновь возвращаются к деревянному домостроению, занимающему сегодня до 80 процентов от общего объёма жилого строительства.
Россия от этих тенденций отстаёт, деревянное домостроение развивается у нас почти исключительно в загородном строительстве, но и здесь - в меньших объёмах, чем на Западе. И этому есть объяснение.
Недоверие к дереву (во многом, совершенно иррациональное) отражает общее ощущение зыбкости и незащищённости, характерное для населения страны. Ярче всего это проявилось в архитектуре 90-х годов. Глядя на убогие особняки "новых русских" почти физически ощущаешь сублимированное в архитектурной форме стремление хозяина отгородиться от мира крепостными стенами и бойницами для гранатомётов. Сейчас этот страх несколько подавлен, но не изжит вполне. Современная российская архитектура основана на страхе и агрессии. И наоборот старинные здания дружелюбны и доверчивы к окружающему миру.
Сохранившиеся деревянные дома – свидетели существования особого мира, в котором все элементы архитектоники укладывались в общую систему, отражавшую представления горожан о мироздании. Важной частью этой системы были деревянные резные украшения, которые укреплялись на фронтонах, пилястрах, наличниках и являлись закодированной в устойчивых художественных образах и символах родовой коллективной памятью народа.
Томичи украшали своё жилище с момента основания города, при этом сословие и состоятельность не имели большого значения. Безусловно, купеческие особняки, доходные дома выглядели наряднее, но и бедные дома встречали приветливым узором наличников, причудливо вырезанными деталями крылечек, устремлёнными в небо коньками.
Термин «декор» в архитектуре тесно связан с термином «орнамент», который подразумевает сочетание полезного и красивого, причём в основе лежит функциональность, красота приходит вслед за ней. Орнамент не существует в виде самостоятельного произведения искусства, он лишь украшает ту или иную вещь, но тем не менее представляет собой достаточно сложную художественную структуру. Создание орнаментов – древнейший вид человеческой изобразительной деятельности, в котором находит отражение чувство ритма, формы, порядка, симметрии. Но кроме того, орнамент несёт в себе символический и магический смысл, знаковость.
Томская деревянная архитектура, в том числе и архитектурный резной декор, – ни с чем не сравнимый учебник народного понимания красоты и пользы. Пройдя и сохранив все этапы развития от архаичных построек XVIII века до модерна, она стала частью отечественной истории, запечатлённой в дереве – самом доступном и демократичном строительном материале.