Архитектурно-строительная
МАСТЕРСКАЯ
"ДРЕВНЕРУССКИЙ ДОМ"

+8 (495) 744-39-37
+8 (977) 149-65-90

Дома

Терема

Подробнее..

Мини бани

Подробнее..

Каменные дома в русском стиле

Подробнее..

Маленькие домики

Подробнее..

Сказочные дома

Подробнее..

Архитектурный эскиз Терема

Энциклопедия древнерусского дома 1

Подробнее..

Энциклопедия древнерусского дома 2

Подробнее..

Русский дом-возвращение к истокам

Подробнее...

Специальный репортаж "Древнерусское народное"

Специальный репортаж Древнерусское народное

Декор бревенчатого дома

Подробнее..

Чудо русского модерна

Подробнее..

Древнерусский дом

Древнерусский дом
Архитектурные стили
Бани
Украшение дома из бревна

Старинные проекты усадеб

Подробнее..

Русская сказка

Подробнее..

Интерьер домов в произведениях живописи

Подробнее..

Самые красивые дома в лесу

Подробнее..

Как проводится техническая экспертиза рубленного дома

Подробнее...

Бани из липы

Прохладно летом в липовом лесу. Липа — теневыносливое дерево. Но порой в липовой чаще бывает так тесно и молоденькие липки вытягиваются ввысь так высоко, что не в силах удержать тонкий ствол в вертикальном положении. Почти до самой земли склоняются редкие их кроны. И когда вы идете по такому липовому лесу, согнутые в дуги липки, словно шлагбаумы, преграждают путь. Но где-нибудь на просторе, на опушке леса, на светлой лесной полянке, в большом парке или у деревенской околицы липу не узнать. Она коренаста и раскидиста, словно могучий дуб, густа и сочна ее листва. Пока липа еще молода, она мало привлекает чье-либо внимание и почти совсем не выделяется среди окружающих ее деревьев. И только прожив не один десяток а то и сотен лет, выходит липа в первые красавицы леса или парка.

В нашей стране произрастает более десяти видов липы, но самая распространенная в средней полосе липа мелколистная. Живет она в среднем 300—400 лет, но отдельные долгожители живут порой вдвое больше. Достигая в диаметре ствола более метра, липа мелколистная поднимается в высоту до тридцати метров.

В самый разгар лета в лесах, парках и садах горячий сухой воздух напоен медовым ароматом — это цветут липы. «Цветет липа-медонос, в разгаре сенокос»,— говорят в народе. Цветы липы необычны — каждый из них похож на золотое ювелирное украшение очень тонкой работы. С раннего утра до позднего вечера хлопочут на золотистых цветах пчелы. Они торопятся, ведь чуть больше недели будет продолжаться цветение, и за это время надо успеть собрать как можно больше целебного нектара. С одного большого дерева пчелы собирают столько же меду, сколько с одного гектара гречихи, да какого меда — золотистого и душистого «липняка»!

Цветы липы, высушенные в тени на чердаке или в русской печи,—приятная и полезная заварка. Горячий цветочный чай с медом-липецом люди исстари использовали как надежное средство при простудных заболеваниях.

В древности целебную силу приписывали не только цветам, но даже целым деревьям, особенно старым могучим липам. Древние германцы в надежде на исцеление приносили под ветви раскидистых лип своих больных детей.

Баня из липы Баня из липы-фасад №1 Баня из липы-фасад №2
Баня из липы-фасад №3 Баня из липы-фасад №4 Баня из липы-фасад №5
Баня из липы-фасад №6 Баня из липы-фасад №7 Баня из липы-фасад №8
Баня из липы-фасад №9 Баня из липы-фасад №10 Баня из липы-фасад №11
Баня из липы-фасад №12 Баня из липы-фасад №13 Баня из липы-фасад №14
Баня из липы-фасад №15 Баня из липы-фасад №16 Баня из липы-фасад №17
Баня из липы-фрагмент фасада Баня из липы-второй фрагмент фасада Баня из липы-фасад №
Баня из липы-фасад №19 Баня из липы-фасад №20 Баня из липы-фасад №21
Баня из липы-фасад №22 Баня из липы-фасад №23 Баня из липы-фасад №24
Баня из липы-фасад №25 Баня из липы-третий фрагмент фасада Баня из липы-фасад №26
Баня из липы-фасад №27 Баня из липы-четвертый фрагмент фасада Баня из липы-фасад №28

В Швеции, где люди верили в свою родственную связь с деревьями, тщательно охранялись старые липы, считавшиеся родоначальниками древних фамилий. Одна из лип, имевшая три ствола, отходившие от корня, считалась предком трех родственных фамилий, к одной их которых принадлежал известный ботаник XVIII в. Карл Линней. Предание гласит, что после вымирания одной из трех фамилий засыхал один из стволов.

У многих народов липа почиталась как символ доброты и щедрости. В греческой мифологии царь богов Зевс за радушие и гостеприимство превратил после смерти гречанку Бавкиду в липу, а ее мужа Филемона —в дуб. В устном народном творчестве липа и дуб часто противопоставляются друг другу, и возможно, одна из причин этого — мягкость липовой древесины и твердость дубовой. «Девки— липовые, а парни— дубовые»,— говорится в русской поговорке. И совсем не случайно в Прибалтике существовал в старину обычай вырубать в лесу очеп, жердь, на которую подвешивали колыбель, с новорожденным, для девочки из липы, а для мальчика — из дуба.

Липа — одно из тех деревьев, части которого так или иначе используются человеком. Во многих местах свежие ветки с листьями шли на корм домашним животным. Сочные и мягкие, лишенные горечи молодые весенние листья в некоторых местах употребляли в пищу, да и сейчас они идут на приготовление витаминных салатов.

Опавшие осенью листья липы работники леса называют лесным удобрением. Ведь листья липы содержат довольно много кальция и быстро перегнивают. Если весной под дубом еще лежат прошлогодние побуревшие листья, то под липой листьев уже не найдешь.

Осенью на липе появляются мелкие орешки, которые держатся на ветвях почти всю зиму. Они содержат до 12% жирного масла, напоминающего миндальное. Зимой, когда сорванные ветром с дерева орешки падают на снежный наст, их охотно собирают мыши. Тот, кому приходилось лакомиться в зимнюю пору липовыми орешками, надолго запомнил их особенный неповторимый вкус.

Всем известна считалочка про «зайца белого», который драл в лесу лыко и клал его под колоду. На самом деле заяц лыка не заготавливает, а просто-напросто лакомится сладкой и сочной корой. А вот белки, вороны и грачи — те действительно заготавливают лыко. Дерут они его с засохших ветвей, не причиняя дереву никакого вреда. Сухая корка, покрывающая лубяные волокна, осыпается, а гибкие мягкие волокна остаются. Ими-то и устилают белки и птицы свои гнезда. Прочные лубяные волокна старых и молодых лип находили самое разнообразное применение в хозяйственной деятельности человека. Для мочального промысла снимали кору с больших деревьев. На стволе с двух сторон делали продольные разрезы. Затем деревянным клином отделяли от ствола два желоба-полуцилиндра. Снятую таким образом кору называли лубом. Высушенный луб применялся как кровельный материал для хозяйственных построек, из него же мастерили простейшую посуду под сухие продукты. Но основная часть луба шла на выделку мочала, применение которого было самое разнообразное. Чтобы получить мочало, луб вымачивали в мочилах — канавах, вырытых в лесу около ручья или озера. Заготовленный весной или в начале лета луб загружали в канавы-мочила. Хорошо вымоченный луб развешивали сушить, а зимой привозили в деревню и пускали в дело. Связанные в пучок вымоченные лубяные волокна мгновенно превращались в банную мочалку, хорошо знакомую и современному человеку. Вязали из мочала кисти-помазки для побелки печей, делали щетки и ерши для мытья посуды, вили довольно прочные веревки и даже нитки для рыбацких сетей. Археологические раскопки подтверждают, что рыбацкие сети плели из мочала еще в эпоху неолита. О прочности веревок из мочала можно судить хотя бы по тому факту, что из них делали упряжь и путы для лошадей. На простейших деревянных станках деревенские мастера ткали рогожи, из которых шили кули, накидки для лошадей и многое другое. Древние германцы плели из мочала одежду — в основном плащи и пояса. В России в прошлом веке рязанские фонарщики делали дождевые плащи из лыковых мешков. Один угол куля-мешка вставляли в другой — и плащ готов. В старое время мочало широко использовали столяры как набивочный материал для мягкой мебели. Мочало применяли и для лощения деревянной мебели. Причем применяли его так широко, что сам процесс лощения стали называть лублением.

Когда-то липа обувала почти всю Русь. Из лубяных волокон липовой коры плели лапти, ступни, бахилы, сапоги и босовики. Одну обувь надевали при дальних переходах, другую во время промысловой охоты и рыбной ловли, третью просто применяли как домашнюю обувь, подобную современным шлепанцам. Для русского человека плетеная лыковая обувь была так же традиционна, как для крестьянина Западной Европы деревянные башмаки.

Лыко для плетения обуви снимали с деревьев не старше десятилетнего возраста. Проведя ножом на стволе продольные надрезы, заготовщики снимали с каждого дерева четыре узкие ленты. После удаления верхней корочки лыковые ленты размачивали и приступали к плетению.

Самой распространенной обувью были лапти. С ними связано множество поверий и обычаев. Так, в Орловской губернии пророщенные семена огурцов выносили в огород на посадку обязательно в лапте. Крестьяне верили, что огуречные плети будут такими же длинными, как оборы лаптей, а сами огурцы крепкими и сочными. В Калужской губернии лапоть выступал в роли «куриного бога». Его вешали на насесте, чтобы куры не ходили по чужим дворам, а яйца несли не в лопухах, а в своих гнездах. В Курской губернии парень преподносил в подарок своей избраннице лапти. Если парень не нравился девице, то подарок отвергался, но если подарок был принят, жених мог смело засылать сватов. Уральские старообрядцы считали лапти божьей обувью. Умерших они хоронили только в лаптях, видимо, считая, что это единственно достойная обувь, в которой можно предстать перед богом.

Давно прошло время лыковой обуви, и теперь только в сувенирной лавке можно купить маленькие лапотки-сувениры. В каждой крестьянской семье достаточно кожаной и резиновой обуви, но нет-нет да встретишь где-нибудь в глубинке упрямого старика, идущего в лаптях на покос и утверждающего, что лучшей обуви для покосных работ не сыскать. Вот эти-то старики и хранят еще секреты плетения лыковой обуви.

Во время Великой Отечественной войны лапти сослужили добрую службу партизанам. Так, например, на ответственные задания партизаны Черниговщины выходили только в лаптях, которые специально плел местный умелец. Оказывается, перед остальной обувью они имели большие преимущества. Они не оставляли четкого следа, а самое главное, след лаптей не брали фашистские собаки. Вот какими чудесными свойствами обладает кора липы. Сравниться с ней может разве только кора березы.

Но не менее чудесна у липы и древесина. Облупленные липовые поленца-лутошки укладывали в штабель под навесом, где они просушивались все лето до зимы. Зимой, когда у крестьянина было много свободного времени, приносил он в дом лутош-ки и начинал мастерить. Из почерневшего за лето поленца деревенский мастер резал игрушки, посуду и другую хозяйственную утварь. Под резцом обнажалась чистая белая древесина. Сверкающие белизной готовые изделия некоторые крестьяне отправляли на базар. И быть может, деревенскими древоделами была придумана бытовавшая когда-то загадка: «В избу — вороном, из избы — белым лебедем». Разгадать ее было не так уж сложно. Конечно же, это лутошка — липовое поленце, претерпевшее чудесные превращения в искусных руках умельца.

Липа — спелодревесная порода. Цвет древесины белый с легким розовым оттенком. Рассматривая точеные или резные изделия из липы, мы почти не замечаем ее текстуры. Кажется, что они выполнены из однородной древесной массы, лишенной слоистости. Такое представление складывается потому, что изделия из липы шлифуются очень редко. Каким бы острым ни был резец, он все же сминает древесные волокна, делая древесину слегка бархатистой на поперечных срезах и глянцевитой — на продольных, поэтому и кажется, что у липы нет какого-либо определенного текстурного рисунка. Но это не так. Чтобы убедиться в этом, тщательно отшлифуйте липовую чурку, и текстура тут же проявится. Вы обнаружите волнистые, четко разграниченные годичные слои, особенно на торцовом и тангентальном разрезах. Такая четкость объясняется тем, что каждый годичный 76 слой отделен от другого светлой очень узкой полоской.

На радиальном разрезе годичных слоев почти не видно, древесина кажется однородной, и только внимательно приглядевшись, можно заметить многочисленные мелкие черточки — сердцевинные лучи. На торцовом разрезе сердцевинные лучи видны в виде многочисленных узких полосок, отходящих-от сердцевины. Но рассмотреть их можно только с помощью лупы. Древесина липы рассеянно сосудистая. Сосуды очень мелкие, хотя и многочисленные. Через лупу они видны в виде светлых точек на торцовом разрезе.

Древесина липы мягкая, особенно свежесрубленная или распаренная, но высохнув, она становится достаточно твердой. Поэтому из древесины липы мастера вырезали различную столовую утварь: ковши, черпаки, братины, миски да ложки. Точили на токарных станках чаши, блюда и токарные игрушки, среди которых были и знаменитые матрешки.

В южных областях России из липы строили даже дома и' различные хозяйственные постройки. Там, где много росло липы, ее применяли очень широко. Литовцы настилали из липы полы. Такие полы считались теплее и мягче сосновых. Единственным их недостатком было то, что они быстрее, чем сосновые, поражались древесными грибками. По этой причине липовые полы старались стелить не на первом, а на втором этаже. Столяры изготавливали из липы богатую резную мебель.

Древесина липы пахнет своеобразно, запах этот стоек и сохраняется долгие годы. Зайдите в сарай, где штабелями лежат окоренные липовые кряжи, уложенные для просушки. Вы сразу же почувствуете знакомый запах — пахнет мочалом и, может быть, немного липовым цветом. В некоторых областях крестьяне считают, что в бане, срубленной из липовых кряжей, всегда держится легкий медовый дух, ведь влажная древесина пахнет еще сильнее. Встречаются и такие бани, в которых все из липы: стены, пол, потолок, полки и скамьи. А на полках и скамьях липовые шайки, веники из облиственных липовых веток,— некоторые парильщики предпочитают их березовым. И конечно же, не обойтись в бане без мочалки, которую можно сделать только из лубяных волокон липовой коры.

Липа не только хорошо режется, но и отлично гнется и полируется. Из тонких липовых дощечек народные мастера выгибали обечайки решет и коробеек. Мастера-каретники обивали тонкими липовыми дощечками кузова карет со сложными криволинейными поверхностями. Шла липа и на изготовление деревянных частей гармошек. А какой сапожник мог обойтись без липы! Некое подобие табурета — липовый чурбан, на котором сидел сапожник, так и назывался «липка». Столешница стола, за которым он работал,— тоже липовая. Делали из липы и сапожные колодки. Великоустюжские мастера резали тончайшие берестяные узоры обязательно на липовой подрезной доске. А богородский резчик делал черновую обработку липовой заготовки топором на липовом чурбане, так называемом рабочем стуле. И это не случайно — ведь на мягкой и вязкой древесине липы инструменты меньше тупятся, легко передвигаются в любом направлении, а следы от них быстро сглаживаются, оставляя рабочую поверхность относительно ровной. По той же причине из липы делают чертежные доски. Карандаш одинаково хорошо передвигается по бумаге во всех направлениях, да и кнопки легко входят и прочно держатся в мягкой и вязкой древесине. Не обойтись без липы в современном модельном цехе. Здесь ценится сравнительно малая усыхаемость древесины, легкость обработки и способность сохранять неизменными первоначальные формы. Липа легко поддается штамповке. Это свойство используется в машиностроении. Пропитанная смолами и спрессованная под большим давлением, она становится прочнее металла. Из этого материала изготавливают подшипники и другие ответственные детали.

Масло, икра и виноградный сок хорошо сохраняются в липовой таре. На Кавказе из липы долбили огромные чаны для выдавливания виноградного сока и маслобойки. В современном бондарном производстве из липовых клепок делают посуду, предназначенную для хранения и перевозки зернистой икры.

Мастера художественных промыслов вырезают из липы деревянные части специальных ручных инструментов. Граверы селения Кубачи делают из липы ручки штихелей, а богородские резчики по дереву рукоятки ножей и стамесок. Такое предпочтение, оказываемое липе, мастера объясняют тем, что ее мягкая древесина меньше набивает руку, чем древесина деревьев твердых пород. Причем кубачинцы стараются употреблять для этих целей древесину старой липы, так как у нее более пористая и рыхлая древесина. Во время работы она легко вбирает в себя выступающий на ладони пот.

На старых базарах рядом с игрушечниками можно было встретить продавцов лубочных картинок. Но почему лубочных? Неужели их рисовали на лубе? Конечно, нет. Дело в том, что в некоторых местах России лубом называли липу, а также и ее древесину. Считают, что именно древесина и дала название народным картинкам. Лубочные картинки печатали с клише, вырезанного из липовой доски. Перед нанесением рисунка доску тщательно отшлифовывали. Затем ножом подрезали на небольшую глубину древесину вокруг нанесенных линий, а пространство между ними выбирали стамесками. Таким образом, контурные линии становились рельефными. Перед печатанием на них кожаным тампоном наносили краску, состоящую из печной сажи и льняного масла. Затем на клише накладывали увлажненную бумагу и зажимали в прессе. На бумаге отпечатывались только контурный рисунок и штриховые линии. Оттиск вручную раскрашивали сочными и яркими красками. Существует легенда, что улица Лубянка в Москве была названа так потому, что когда-то в старину на ней жили художники, которые печатали и продавали лубки.

Источник: "Волшебный мир дерева" Геннадий Яковлевич Федотов. Просвещение, 1987 г.


АРХИТЕКТОР СКРИПНИК ВАСИЛИЙ БОРИСОВИЧ

ПОДРОБНЕЕ..

ИНТЕРВЬЮ СКРИПНИКА В. Б. ВЕСТЯМ-24

Интервью архитектора Скрипника Вестям

ВЕСТИ-24 СУХОСТОЙНАЯ СОСНА

Вести-24 Сухостойная сосна

ДРЕВНЕРУССКИЙ ДОМ АРХИТЕКТОРА ВИКТОРА ЯНДОВСКОГО

Древнерусский дом архитектора Виктора Яндовского

Подпишись на наш канал!

turbo turbo

ВООПИК

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР ВИКТОР ЯНДОВСКИЙ

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР АЛЕКСАНДР ПОПОВ

Архитектор Александр Попов ПОДРОБНЕЕ..

КРИЗИС ЗАПАДНОЙ АРХИТЕКТУРЫ

ПОДРОБНЕЕ...

АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ФЁДОРА ШЕХТЕЛЯ

ПОДРОБНЕЕ...

Поиск национального стиля в архитектуре С. В. Малютина

ПОДРОБНЕЕ...

АРХИТЕКТУРА «РУССКОЙ ДЕРЕВНИ» ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ИСТОРИИ «НЕОРУССКОГО СТИЛЯ»

ПОДРОБНЕЕ...

НЕБЕСА И ОКРЕСТНОСТИ КЕНОЗЕРЬЯ

ПОДРОБНЕЕ...

Культурный ландшафт и архитектурное проектирование

ПОДРОБНЕЕ...

РЕСТАВРАЦИОННЫЙ ЦЕНТР АЛЕКСАНДРА ПОПОВА

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВ

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТУРНАЯ ПРЕМИЯ

ПОДРОБНЕЕ..

РУССКИЕ ИДУТ-РУССКИЙ СТИЛЬ В ЕВРОПЕ

РУССКИЕ ИДУТ

АРХИТЕКТУРНО-КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕСТАВРАЦИИ КРОВЕЛЬ

ПОДРОБНЕЕ...

ЕЖЕГОДНАЯ ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ПРЕМИЯ ЗА ЛУЧШЕЕ АРХИТЕКТУРНОЕ СООРУЖЕНИЕ ИЗ ДЕРЕВА

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР СЕРГЕЙ СЕРГЕЕНКО

Архитектор Сергей Сергеенко ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР ОКСАНА ДВОРЯНИНОВА

Архитектор Оксана Дворянова ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОРЫ РУСЛАН ТЕЛЕГИН и ОЛЬГА ДЕРЕВЛЕВА

ПОДРОБНЕЕ..

ПАМЯТИ ЕЛЕНЫ ОПОЛОВНИКОВОЙ

Памяти Елены Ополовниковой ПОДРОБНЕЕ..

ОПОЛОВНИКОВ-НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ РОССИИ

ПОДРОБНЕЕ..

ЛИКИ СВЯТОЙ РУСИ

Лики святой Руси ПОДРОБНЕЕ..

РУСЬ УХОДЯЩАЯ

ПОДРОБНЕЕ..

РУСЬ РЕЗНАЯ-ПРЯНИЧНЫЕ ДОМИКИ

ПОДРОБНЕЕ..

АНГЛИЙСКИЙ ФОТОГРАФ РИЧАРД ДЕВИС-РУССКИЙ СЕВЕР

ПОДРОБНЕЕ..

ДЕРЕВЯННЫЙ ДОМ-ПУТЬ К ОСМЫСЛЕНИЮ

ПОДРОБНЕЕ..

РУССКИЙ ДОМ-ВОЗРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ

ПОДРОБНЕЕ..

РУССКИЙ СТИЛЬ-ПОИСК ПУТИ

ПОДРОБНЕЕ...

ДЕРЕВЯННЫЙ ДОМ НА ИСТРЕ

ПОДРОБНЕЕ...

РУБИТЬ ПО-РУССКИ

ПОДРОБНЕЕ...

БАНЯ АРХИТЕКТОРА НИКОЛАЯ БЕЛОУСОВА

ПОДРОБНЕЕ...

УРОКИ МАСТЕРСТВА-КАК СРУБИТЬ РУССКИЙ ДОМ

Как срубить русский дом

ОТДЕЛКА ДОМА В РУСТИКАЛЬНОМ СТИЛЕ

Отделка дома в рустикальном стиле