Лаковая миниатюра России.
Лаковая миниатюра - часть сокровищницы мировой культуры, дыхание старинных сказов и преданий. Каждое изделие - результат упорного труда искусного мастера,неповторимая техника миниатюрного письма.
Каждый народный художественный промысел - это не только очаг уникального искусства, но и местность, обладающая неповторимым своеобразием природы, исторического прошлого, жизненного уклада и характера людей, их культуры. Палех, Мстера, Федоскино, Холуй- древнейшие центры лаковой миниатюры России.
Палех расположен в 65 км к востоку от города Иваново на берегах реки Палешки, протекающей среди холмов, покрытых лиственными лесами. Своеобразное и тонкое искусство лаковой миниатюры Палеха вобрало в себя принципы древнерусской живописи и народного творчества.
В настоящее время палехская миниатюра является неотъемлемой частью отечественного декоративно-прикладного искусства в целом. Наряду с развитием древних традиций оно несет в себе поэтическое видение мира, свойственное русским народным сказкам и песням.
Палехские лаковые миниатюры пишутся на шкатулках - изготовленных из папье-маше. Начинается все с полос картона.Ими оборачивают форму будущего изделия, склеивают их, пропитывают крахмалом, сушат, купают в ванне с горячим льняным маслом. Снова сушат - уже не часы, а дни. После таких манипуляций картон становится похожим на дерево. Прежде чем коробочка попадет в руки художника, ее отшлифуют и покроют лаком - внутри алым, снаружи - черным.
Отличительными чертами палехской школы являются:
миниатюрное (мелочное) письмо;общий мягкий тон письма;
многообразие элементов композиции и их живописность;узорчатость палатного письма;разнообразие радужных сияний; деревья с натуральной листвой; пробелы краской, широкие и светлые, с резкой и очень тонкой белой оживкой, а иногда золотом "в полуперо";фоны разных тонов (вплоть до золотых).
Федоскино.
Первое и самое главное: в Федоскинской живописи используются масляные краски, а в Палехской, Холуйской и Мстёрской - яичная темпера.
Второе: федоскинская миниатюра - это реалистическая живопись. Трёхслойное письмо, применяемое в Федоскино, позволяет достичь эффекта глубины и объёма. Портреты людей выглядят реалистично, "как живые", в пейзаже и сюжетных сценах чувствуется "воздух".
К числу самобытных центров принадлежит и Мстера - большое село Владимирской области.
Вслед за Палехом и наряду с Холуем Мстера стала родиной нового вида искусства - лаковой миниатюрной живописи на папье-маше.
Миниатюра Мстеры вобрала в себя многие особенности иконописи, в частности, новгородских и строгановских писем XVII века. Переход старых мастеров к новому искусству и создание ими стиля миниатюры был процессом закономерным, естественно вытекавшим из потомственного ремесла и его канонов.
В Мстёре и Холуе иконы писали для среднего и бедного покупателя.
Иконописный стиль остался и на шкатулках, хотя тематика поменялась.
Великая мудрость и красота Руси Изначальной, нашей исконной культуры. Наряду с развитием древних традиций она несет в себе поэтическое видение мира, свойственное русским народным сказкам и песням.