Крутицкий теремок
Всегда интересно вчитываться в строки старых книг. Книг с дореформенной орфографией и дореволюционным взглядом авторов на историю и на архитектуру. Вот книга под названием «Историческое описание древней владычней обители на Крутицах и уцелевших от нея памятников: Успенско-Крутицкаго собора, Крестоваго храма и надвратнаго Крутицкаго терема» (Москва, 1893 г.). Меня сразу же не только заинтересовала, но буквально восхитила фраза на самой первой странице книги:"Так как всякие памятники, не только интересны, но и достойны всеообщего внимания и уважения, ибо они зарождают в нас любовь к замечательной и почтенной во многих отношениях нашей старине, возбуждают наше внимание к деяниям наших предков, вызывают благоговение к лицам, со славой действующих на поприще отечественной и церковной истории."
Восхитила потому, что и в наши дни, так же как в конце XIX века архитектурный комплекс Крутицкого подворья был и остается малоизвестным сооружением. И поэтому рассказать о нем еще раз будет делом совсем не лишним! Книги по истории архитектуры, изданные в Советском Союзе, сегодня стали библиографической редкостью, их можно посмотреть только в крупных библиотеках, а дореволюционные книги хранятся в Исторической библиотеке. А издания последних лет очень часто рассматривают в первую очередь сугубо «церковные аспекты», а вопросы архитектуры относят на второй план, да еще и грешат при этом большим числом ошибок.
Комплекс, как и многие сооружения древнерусской архитектуры, предстает пред нами набором разнохарактерных зданий (да простят мне специалисты такую формулировку!). Сооружения Крутиц в плане напоминают цепочку зданий, сооруженных без какого либо предварительного плана. Точно одно сооружение прибавлялось к предыдущему - и даже святая святых, ориентировка алтарей на восток, и то не выдерживалась. Искать здесь логику бессмысленно, у зодчих XVII века, и тем более у их заказчиков, были какие-то другие основополагающие принципы, нам сегодня неведомые! Наиболее привлекательным и самым известным сооружением является, конечно, знаменитый «Теремок».
Писать сегодня о Крутицком «Теремке» - и легко, и очень сложно. Много материалов, много фотографий, но ведь главное не в этом! Главное – попытаться отразить в статье атмосферу настоящего исторического Памятника Архитектуры (с большой буквы), которая сохранилась в этом месте до сегодняшнего дня. Это просто чудо! В последнее мое посещение, воскресным летним днем 2013 года, в Крутицах было весело, сюда приезжали молодожены, чтобы отметить - такую важную в их жизни дату - посещением «исторических развалин»! И это хорошо. Значит, что-то у них в памяти обязательно останется, и надолго.
Архитектурный комплекс Крутицкого подворья и я тоже открыл для себя в студенческие годы, где-то в 1963 году. Информация тогда была скудная – маленькая фотография в томе истории архитектуры. Так что и найти Крутицы в те годы было непросто! И, помню, первый раз я подошел к Теремку с дворовой стороны – и был крайне удивлен, не найдя изразцовой отделки. И только пройдя в арку под Теремком, вдруг увидел все великолепие его северного фасада.
«Терем-теремок! кто в тереме живет?» – А никто и никогда в тереме не жил. В 1693 – 1694 гг. был построен каменный переход длиной свыше 50 м, который соединил Палаты с Успенским собором. Частью этого перехода стал и Крутицкий теремок. Он никогда не был жилым помещением, а только декоративной «палаткой» над воротами, из которой открывался прекрасный вид на Москву. В Крутицком «Теремке» красочность архитектурной отделки достигает предельной насыщенности. Но вот вопрос – а для чего он построен, конечно, остается без ответа.
Несмотря на все великолепие северного фасада, украшенного цветными изразцами, надо сказать, что и южный фасад не только хорош, но в какой-то мере даже более интересен. Почему он остался необлицованным - сегодня уже ни кто не скажет. Но отделка колонн, наличников, поясков, капителей и всего арсенала декоративного убранства настолько красиво и качественно выполнена, что «дворовый» фасад Теремка в чем-то и превосходит Главный фасад. Ну и конечно этот фасад очень выигрывает потому, что он на южной стороне, и в яркий солнечный день игра света и тени на его декоративном убранстве вполне может поспорить с красотой изразцов.
Над возрождением архитектурного комплекса Крутиц в течении нескольких десятков лет работала целая плеяда советских реставраторов. Наиболее известно имя Петра Дмитриевича Барановского, в честь которого на стене перехода установлена памятная доска. Он отдал Крутицам больше тридцати лет своей жизни. Архитекторы работали с верой в то, что комплекс будет полностью восстановлен и будет служить людям.
Сравнение старых и современных фотографий очень ярко показывает объемы выполненных работ, показывает принцип подхода советской школы реставрации к воссозданию исторического облика древнего здания. Все наслоения XVIII – XIX вв. в процессе реставрации были сняты, и здания засверкали в своих первоначальных формах.
Автор статьи Григорий Одинцов.