Овручский Васильевский монастырь
Полученное А. В. Щусевым в стенах Академии художеств знакомство древнерусской архитектурой было формальным и поверхностным. Подлинной же школой древнерусского зодчества для него явилось восстановление древней Васильевской церкви в Овруче, уже несколько веков стоявшей в развалинах. Алексей Викторович исследовал руины церкви, тщательно их замерил, составил предварительный проект восстановления, произвел дополнительно раскопки и археологические исследования, после чего был разработан новый вариант проекта.
В основных чертах удалось воссоздать первоначальные формы здания, но многие детали зодчий вынужден был восполнить, основываясь на изучении ряда аналогичных сооружений, интуиции и чувстве русской архитектуры.
Работа над восстановлением церкви в Овруче стала важным этапом творческой жизни Щусева.
В работе над восстановлением церкви Василия в Овруче Щусев проявил талант исследователя, археолога и вдохновенного художника-архитектора. В 1904 г. Щусев на месте изучает руины памятника и производит тщательные обмеры. Остатки памятника были зафиксированы во всех деталях. Большая культура архитектурно-археологических обмеров, которая впоследствии вошла в обиход историков и археологов, имеет в обмерах храма в Овруче, сделанных Щусевым, своего рода образец.
В наследии русского искусства Щусев видел неиссякаемый источник вдохновения и красоты для всех видов архитектуры. Он не ограничивался строительством церквей и с радостью брался за проектирование гражданских зданий.
Перед Щусевым встал принципиально важный вопрос: можно ли на основе архитектурных форм древней Руси создавать не церковные, а современные гражданские общественные сооружения? Архитектура Новгорода и Пскова с ее почти аскетическими, скромными и поэтичными художественными образами давала достаточно пищи для творчества в тех случаях, когда проектируемое сооружение невелико по размерам и стоит на свободном участке.
Первой попыткой Щусева применить формы древнерусского зодчества в строительстве гражданских зданий было сооружение двухэтажного жилого монастырского корпуса в Овруче. С высокой кровлей и небольшими окнами здание лишено какого-либо убранства, но отличается скульптурностью самих архитектурных масс, контрастных по отношению к насыщенному светотенью крыльцу. Важную роль в композиции играют входные ворота в ограде, сторожка и службы. Пристроенная к корпусу колокольня, в настоящее время разрушенная, обогащала композицию и играла важную роль в силуэте застройки.
Архитектор вдохновляется древнерусскими образцами жилых зданий, известных ему по архитектуре Пскова, такими, как знаменитые палаты Поганкиных, дома Лапина, Сутоцкого, и настолько увлекся, что даже пренебрег необходимостью подчинения архитектуры этого монастырского корпуса им же самим воздвигнутому из руин храму. По сравнению с храмом монастырское здание кажется слишком большим, ему присуща иная масштабная характеристика, но само по себе оно, бесспорно, очень хорошо. Красиво прорисованные крыльцо, ограда, въездные ворота, вид на которые открывается со стороны храма, производят очень живописное впечатление и очаровывают своей мягкостью, естественностью и простотой.
Реалистические традиции древнерусского искусства в руках зодчего явились оружием, направленным против модерна и космополитизма. И чем глубже было падение искусства, тем значительнее и громче был призыв Щусева к творческому наследованию древнерусского искусства, его высоких композиционных качеств и главное - поэтических художественных образов. В этом и заключается суть предреволюционного творчества Щусева.
Автор статьи: Кирилл Афананьев