Архитектурно-строительная
МАСТЕРСКАЯ
"ДРЕВНЕРУССКИЙ ДОМ"

+8 (495) 744-39-37
+8 (977) 149-65-90

Дома

Терема

Подробнее..

Мини бани

Подробнее..

Каменные дома в русском стиле

Подробнее..

Маленькие домики

Подробнее..

Сказочные дома

Подробнее..

Архитектурный эскиз Терема

Энциклопедия древнерусского дома 1

Подробнее..

Энциклопедия древнерусского дома 2

Подробнее..

Русский дом-возвращение к истокам

Подробнее...

Специальный репортаж "Древнерусское народное"

Специальный репортаж Древнерусское народное

Декор бревенчатого дома

Подробнее..

Чудо русского модерна

Подробнее..

Древнерусский дом

Древнерусский дом
Архитектурные стили
Бани
Украшение дома из бревна

Старинные проекты усадеб

Подробнее..

Русская сказка

Подробнее..

Интерьер домов в произведениях живописи

Подробнее..

Самые красивые дома в лесу

Подробнее..

Как проводится техническая экспертиза рубленного дома

Подробнее...

Троицкий собор Почаевской лавры

Памятник известный. Архитектор знаменитый. Монастырь почитаемый. И тем не менее, Троицкий собор Почаевской Успенской лавры (1905-1912) никак не может быть отнесен к "попсовым" памятникам, от лицезрения которых глаз уже замылен. Более того, регулярно приходится сталкиваться с непониманием его архитектуры, а то и с отрицанием художественной ценности - по идеологическим или снобистским причинам. Действительно, собор чудной. И с наскоку оценить его по достоинству вряд ли возможно. Нужно обойти его со всех сторон и подробно рассмотреть.

Предыстория. Православный Успенский монастырь в Почаеве основан в XVI веке местной землевладелицей Анной Гойской, хотя предание связывает его основание с монахами Киево-Печерской лары, бежавшими от монголо-татарского разорения. В XVII в. был построен каменный Успенский собор, стоявший южнее нынешнего, на самой кромке холма. В XVIII в. монастырь принадлежал униатам. Именно в этот период были построены нынешний Успенский собор - трехнефная крестово-купольная базилика с двумя башнями, ориентированная алтарем на север и соединенная с монастырскими корпусами, образующими замкнутый двор. Одним словом, композиция и особенности структуры почаевских построек XVIII столетия характерны для католических монастырей. Православной лаврой монастырь стал лишь в 1833 году. В успенском соборе был установлен необарочный иконостас по проекту Г.Боссе, в 1871 г. построена колокольня, дополнившая ансамбль, но не контрастирующая со старыми зданиями. Волынскому архиепископу Антонию (Храповицкому) Успенский собор откровенно не нравился. Служить в этом храме он не любил. Строительство по его заказу нового Троицкого собора, безусловно, преследовало цель придать лавре вид обычного православного монастыря с большим количеством отдельных построек, множеством глав и вертикалей. Ну а стилистически новый собор восполнил отсутствие архитектурных следов древнего периода истории монастыря. То есть, был построен как бы древний собор, и в результате ансамбль лавры стал в определенных ракурсах походить на формировавшиеся веками русские монастыри с соседством древних и поздних, барочных или классицистических, храмов.

Троицкий собор Почаевской лавры Троицкий собор Почаевской лавры-фасад №1 Троицкий собор Почаевской лавры-фасад №2
Троицкий собор Почаевской лавры-фасад №3 Троицкий собор Почаевской лавры-фасад №4 Троицкий собор Почаевской лавры-фасад №5
Троицкий собор Почаевской лавры-фасад №6 Троицкий собор Почаевской лавры-фасад №7 Троицкий собор Почаевской лавры-фасад №8
Троицкий собор Почаевской лавры-фасад №9 Троицкий собор Почаевской лавры-фасад №10 Троицкий собор Почаевской лавры-фасад №11
Троицкий собор Почаевской лавры-фасад №12 Троицкий собор Почаевской лавры-фасад №13 Троицкий собор Почаевской лавры-фасад №14
Троицкий собор Почаевской лавры-фасад №15 Троицкий собор Почаевской лавры-фасад №16 Троицкий собор Почаевской лавры-фасад №17
Троицкий собор Почаевской лавры Троицкий собор Почаевской лавры-фасад №
Троицкий собор Почаевской лавры-фасад №19 Троицкий собор Почаевской лавры-фасад №20 Троицкий собор Почаевской лавры-фасад №21
Троицкий собор Почаевской лавры-фасад №22 Троицкий собор Почаевской лавры-фасад №23 Троицкий собор Почаевской лавры-фасад №24
Троицкий собор Почаевской лавры-фасад №25 Троицкий собор Почаевской лавры-фасад №26
Троицкий собор Почаевской лавры-фасад №27 Троицкий собор Почаевской лавры-фасад №28
Троицкий собор Почаевской лавры-фасад №29 Троицкий собор Почаевской лавры-фасад №30
Троицкий собор Почаевской лавры-фасад №31 Троицкий собор Почаевской лавры-фасад №32 Троицкий собор Почаевской лавры-фасад №33
Троицкий собор Почаевской лавры-фасад №34 Троицкий собор Почаевской лавры-фасад №35 Троицкий собор Почаевской лавры-фасад №36
Троицкий собор Почаевской лавры-фасад №37 Троицкий собор Почаевской лавры-фасад №38 Троицкий собор Почаевской лавры-фасад №39
Троицкий собор Почаевской лавры-фасад №40 Троицкий собор Почаевской лавры-фасад №41 Троицкий собор Почаевской лавры-фасад №42
Троицкий собор Почаевской лавры-фасад №42 Троицкий собор Почаевской лавры-фасад №43 Троицкий собор Почаевской лавры-фасад №44
Троицкий собор Почаевской лавры-фасад №45 Троицкий собор Почаевской лавры-фасад №46 Троицкий собор Почаевской лавры-фасад №47
Троицкий собор Почаевской лавры-фасад №48 Троицкий собор Почаевской лавры-фасад №49 Троицкий собор Почаевской лавры-фасад №50
Троицкий собор Почаевской лавры-фасад №51 Троицкий собор Почаевской лавры-фасад №52 Троицкий собор Почаевской лавры-фрагмент фасада

В качестве образца начинающему ещё тогда архитектору Алексею Щусеву был указан одноименный собор Троице-Сергиевой лавры. Насколько Щусев следовал этому образцу - судите сами.

Троицкий собор Почаевской лавры - программное произведение неорусского стиля в его ретроспективном варианте, но без буквализма цитат и уж тем более без копирования прототипа. Щусев принял "игру в древний собор" и "разыграл" его "долгую историю". Перед нами "новгородско-псковский", очевидно, "домонгольский", храм, претерпевший массу перестроек и достроек. Очевидно, что "позднее" появились притвор, контрфорсы, четырехскатная кровля. "Самым последним" дополнением, привязывающим почаевский собор к современной Щусеву эпохе модерна, можно считать порталы с мозаичными панно (на западном фасаде - худ. П.Н.Нерадовский по эскизу Щусева, на южном - по эскизу Н.К.Рериха).

Собор монументален и одновременно декоративен. Декоративен почти вызывающе, с призванной создавать сказочно-былинный дух театральной аффектацией. В этом всё своеобразие почерка Щусева: на примитивном, в общем-то, кубическом объеме с плоскими стенами он в избытке ставит "отпечатки минувших веков" - целые строки кирпичных орнаментов новгородского типа, рельефные кресты. Они - как таинственные иероглифы или символы, смысл которых утерян, а нам остается только ощущение историчности и волнующего прикосновения к мифологизированной ушедшей Древней Руси. Получилось, надо сказать, убедительно - во многом благодаря многочисленным неправильностям кладки, смещению деталей, дающим эффект рукотворности.

В первоначальных эскизах Щусева (1905-1906 гг.) этих деталей нет. Возможно, что на их появление повлияли находки, сделанные практически на глазах Щусева другим корифеем неорусского стиля - В.А.Покровским в процессе проектирования церкви в Пархомовке (1903-1907). Они появились при строительстве, в котором участвовали молодые архитекторы А.М.Рухлядев и В.Н.Максимов. Закончены работы были в основном в 1912 году. Однако роспись интерьера, начатая художником В.С.Щербаковым, еще долгое время оставалась не оконченной.

Десятилетия спустя было выполено мозаичное панно северного портала (конечно, по уровню не сопоставимое с щусевсим и рериховским). Вызывают вопросы сами порталы, сделанные как будто из пластилиновых валиков вчерне с расчетом на последующую отделку. Зато какие двери! Их четыре: в южном, западном и северном порталах, а также на южном фасаде притвора. навено, ни один неорусский храм не может похвастаться такими дверями.

Собору повезло. Он без потерь пережил войны и советское время и сохранил убранство интерьера. В 90-е годы его реставрировали, позолотив купол и вырубив плотно обступившие его деревья.

Источник: http://arch-heritage.livejournal.com

Щусев беспокоится за судьбу своего произведения, видимо боясь, что суровая в своей простоте архитектура нового собора останется непонятой и соседство с великолепным храмом Успения окажется для него "невыгодным". В связи с этим Щусев настаивает перед монастырским "начальством" на заказе Н. К. Рериху мозаичной живописи для украшения южного и западного порталов храма. Однако желанию зодчего не суждено было осуществиться, и Н. К. Рерих делает только эскиз мозаичного обрамления южного портала. Западный же портал украшается мозаикой, выполненной по эскизу самого Щусева. Детализирует этот эскиз П. И. Нерадовский. Образцы скобяных деталей изготовляются под наблюдением Алексея Викторовича в Петербурге. По этим образцам работы производятся лаврскими кузнецами. Отделка сооружения, установка мозаичного панно у западного и южного порталов производятся в 1909-1910 гг. Внутренняя отделка храма осуществляется в течение 1911 г.

Основная идея художественного образа сооружения кратко, но предельно ясно была определена зодчим как "массивная величественность". Архитектурные формы заимствуются им из древнерусской архитектуры. Однако автор был далек от непосредственного копирования. Он воплотил в своем произведении архитектурно-художественный образ, сложившийся в результате многовекового развития национальной архитектуры, попытался воспроизвести в новом здании романтику исторических напластований. Кровля храма осуществляется не по закомарам, повторяя форму сводов, а на четыре ската. Барабан его единственной главы как бы утопает в кровле. Создается силуэт, напоминающий церковь Спаса Нередицы до реставрации П. П. Покрышкиным или Софии Новгородской до реставрации В. В. Сусловым. Шлемовидное покрытие единственного купола рисуется по образцу центральной главы Софии Новгородской, относящейся не к первоначальному его виду, а к XV в., в то время как круглая башня лестницы, следы закомар на фасадах и другие детали говорят о повторении приемов новгородского строительства XI-XII вв.

Живописное убранство храма также не соответствует приемам стенописи XI-XII вв. Щусев смело компонует мозаичное убранство порталов и внутреннюю роспись, оперируя источниками, относящимися к различным историческим эпохам русского искусства. Он по-своему прав, так как теперь не осталось ни одного древнего памятника, сохранившегося без следов прожитых им столетий.

Сооружение, существующее долгие века, претерпевает серьезные изменения в своем облике. Но для Щусева ценна не нетленная красота прошлого, а художественные образы сооружений-"старцев", в которых отразились прошумевшие над их главами века. Его увлекла задача придать архитектуре современного сооружения видимость образа, отразившего деятельность целой плеяды зодчих.

В смелости композиционных приемов, в оригинальности мозаичного убранства фасадов, в центричности и уравновешенности композиции при живописной компоновке ее элементов сказалось зрелое мастерство архитектора.

Лестничная башня и ее постановка, северная абсида, неожиданно отличающаяся от двух других абсид по высоте, наличие крыльца при входе в алтарные помещения у северного фасада храма, южный портал и, наконец, две незамаскированные изразчатые печи внутри храма - все это придает его архитектуре жизненность и свежесть.

Одинокая шлемовидная глава нового храма не противоречит сложному силуэту Успенской церкви, храм стоит в отдалении и расположен несколько ниже. Его простая кубическая форма и сдержанность контуров полны силы и достоинства.

Превосходно избрано место, которое занял новый собор. От главного входа в монастырь к Великой Успенской церкви ведет широкая каштановая аллея. Не вступая в спор с этой основной магистралью, справа поднимается широкая лестница, завершающаяся свободной площадкой перед новым собором. Это позволяет оценить его значительность и красоту.

Щусев построил собор, решительно контрастирующий с архитектурным обликом окружающих сооружений. Для усиления этого контраста поблизости от собора посажены ели как типичный элемент северо-русского пейзажа. Кроме того, собор огражден стеной с башенками в новгородском духе.

Автор статьи: Кирилл Афананьев


АРХИТЕКТОР СКРИПНИК ВАСИЛИЙ БОРИСОВИЧ

ПОДРОБНЕЕ..

ИНТЕРВЬЮ СКРИПНИКА В. Б. ВЕСТЯМ-24

Интервью архитектора Скрипника Вестям

ВЕСТИ-24 СУХОСТОЙНАЯ СОСНА

Вести-24 Сухостойная сосна

ДРЕВНЕРУССКИЙ ДОМ АРХИТЕКТОРА ВИКТОРА ЯНДОВСКОГО

Древнерусский дом архитектора Виктора Яндовского

Подпишись на наш канал!

turbo turbo

ВООПИК

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР ВИКТОР ЯНДОВСКИЙ

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР АЛЕКСАНДР ПОПОВ

Архитектор Александр Попов ПОДРОБНЕЕ..

КРИЗИС ЗАПАДНОЙ АРХИТЕКТУРЫ

ПОДРОБНЕЕ...

АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ФЁДОРА ШЕХТЕЛЯ

ПОДРОБНЕЕ...

Поиск национального стиля в архитектуре С. В. Малютина

ПОДРОБНЕЕ...

АРХИТЕКТУРА «РУССКОЙ ДЕРЕВНИ» ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ИСТОРИИ «НЕОРУССКОГО СТИЛЯ»

ПОДРОБНЕЕ...

НЕБЕСА И ОКРЕСТНОСТИ КЕНОЗЕРЬЯ

ПОДРОБНЕЕ...

Культурный ландшафт и архитектурное проектирование

ПОДРОБНЕЕ...

РЕСТАВРАЦИОННЫЙ ЦЕНТР АЛЕКСАНДРА ПОПОВА

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВ

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТУРНАЯ ПРЕМИЯ

ПОДРОБНЕЕ..

РУССКИЕ ИДУТ-РУССКИЙ СТИЛЬ В ЕВРОПЕ

РУССКИЕ ИДУТ

АРХИТЕКТУРНО-КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕСТАВРАЦИИ КРОВЕЛЬ

ПОДРОБНЕЕ...

ЕЖЕГОДНАЯ ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ПРЕМИЯ ЗА ЛУЧШЕЕ АРХИТЕКТУРНОЕ СООРУЖЕНИЕ ИЗ ДЕРЕВА

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР СЕРГЕЙ СЕРГЕЕНКО

Архитектор Сергей Сергеенко ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР ОКСАНА ДВОРЯНИНОВА

Архитектор Оксана Дворянова ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОРЫ РУСЛАН ТЕЛЕГИН и ОЛЬГА ДЕРЕВЛЕВА

ПОДРОБНЕЕ..

ПАМЯТИ ЕЛЕНЫ ОПОЛОВНИКОВОЙ

Памяти Елены Ополовниковой ПОДРОБНЕЕ..

ОПОЛОВНИКОВ-НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ РОССИИ

ПОДРОБНЕЕ..

ЛИКИ СВЯТОЙ РУСИ

Лики святой Руси ПОДРОБНЕЕ..

РУСЬ УХОДЯЩАЯ

ПОДРОБНЕЕ..

РУСЬ РЕЗНАЯ-ПРЯНИЧНЫЕ ДОМИКИ

ПОДРОБНЕЕ..

АНГЛИЙСКИЙ ФОТОГРАФ РИЧАРД ДЕВИС-РУССКИЙ СЕВЕР

ПОДРОБНЕЕ..

ДЕРЕВЯННЫЙ ДОМ-ПУТЬ К ОСМЫСЛЕНИЮ

ПОДРОБНЕЕ..

РУССКИЙ ДОМ-ВОЗРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ

ПОДРОБНЕЕ..

РУССКИЙ СТИЛЬ-ПОИСК ПУТИ

ПОДРОБНЕЕ...

ДЕРЕВЯННЫЙ ДОМ НА ИСТРЕ

ПОДРОБНЕЕ...

РУБИТЬ ПО-РУССКИ

ПОДРОБНЕЕ...

БАНЯ АРХИТЕКТОРА НИКОЛАЯ БЕЛОУСОВА

ПОДРОБНЕЕ...

УРОКИ МАСТЕРСТВА-КАК СРУБИТЬ РУССКИЙ ДОМ

Как срубить русский дом

ОТДЕЛКА ДОМА В РУСТИКАЛЬНОМ СТИЛЕ

Отделка дома в рустикальном стиле