Здание Императорского вокзала-застывшая музыка веков
Вечер пятницы, на термометре минус 10, в субботу обещают еще холоднее, но это меня не смущает. Я ставлю на зарядку аккумуляторы и проверяю камеру, ведь завтра я собираюсь совершить новое путешествие в пространстве и даже немножечко во времени.
Моя задача — проехать поездом из Петербурга в Царское Село и посетить историческое, но, увы, заброшенное, здание Царского вокзала — того места, откуда Николай II уехал в начале 1917 года в Могилев и куда его привезли уже бывшим императором и самодержцем всероссийским после отречения от престола.
Пройдя на платформу Витебского вокзала, я смотрю направо и вижу красивое здание Царского павильона — сюда прибывали императорские поезда, привозившие Романовых в Петербург, в том числе из загородных резиденций. Пусть это будет стартовой точкой — получается символично. Как известно, после трагических событий революции 1905 года Николай II предпочитал жить в Александровском дворце в Царском Селе. Именно там, на северо-западной окраине Царского, по проекту архитектора В.А. Покровского, в 1912 году было построено новое здание императорского вокзала, взамен сгоревшего ранее деревянного. Пока я все это вспоминаю, пассажиры занимают свои места, и электричка увозит меня в Пушкин.
Полчаса и я почти на месте! Пройдя в другой конец города, обогнув комплекс зданий Федоровского городка и казарм Собственного его императорского величества Конвоя, среди утилитарных зданий автопарка и студенческих общежитий я увидел одноэтажный каменный павильон, обнесенный синим строительным забором. Здание царского вокзала выглядит странным среди нового городского ландшафта — нет поворотного круга, дебаркадера, самих путей…
Как сюда занесло это создание эстетствующей эпохи Серебряного века? Оставшись без монаршего владельца, сильно пострадав во время Великой Отечественной войны, павильон утратил свои функции и превратился в кусочек памяти о давно ушедшей культуре. Он как будто декорация — ведь царский вокзал строился во время подготовки к 300-летнему юбилею династии Романовых.
Архитектор использовал множество цитат из русской архитектуры XVI и XVII веков, создав скорее не утилитарный вокзал, а еще один роскошный павильон среди императорских парков. Конечно, все в прошлом, стены здания исписаны привычными для таких мест надписями, но, бросив взгляд на потолок, я понял, что мой путь проделан не зря! Я стою с задранной головой посредине разбитого зала, а надо мной парят цветастые птицы, водят целые хороводы гербы областей Российской империи, простирают крылья двуглавые орлы и заплетается бесконечный русский орнамент. Можно разглядеть даже знаки зодиака! Прошло сто лет, но краски кое-где еще сохранили свои цвета! Окружив себя в последние годы правления такими декорациями, как будто намеренно отрываясь от реальной жизни, последний русский император Николай II оставил нам удивительное по красоте и тонкости послание из своего навсегда ушедшего, идеалистического мира. Красоту росписей не смогли убить ни война, ни мирные вандалы — она дошла до нас, пускай и в поврежденном виде.
Я почувствовал себя на границе двух миров: одного, верхнего — идиллического, красивого, прошедшего, и другого, нижнего — грубого, матерного, грязного — он смотрел на меня похабными надписями на стенах, сбитым декором и следами кострищ на полу. В такие моменты по-настоящему понимаешь ценность произведений искусства, когда все рядом, все сравнимо — вот белое и черное, вот ад и вот рай. Я бы хотел, чтобы один зал остался законсервированным в нынешнем виде — надо водить туда экскурсии и показывать, как просто и легко потерять ключи от рая и упасть в черную пропасть, забыв себя, свою историю и культуру — ведь все познается в сравнении. Надеюсь, такой пример нам поможет!
Автор статьи: Андрей Стрельников
Архитектура
Он бы выстроен в столь любимом Николаем II «неорусском » стиле. Архитектурное решение Императорского павильона включает его в комплекс построек в неорусском стиле, созданный в начале 20 в. в Царском Селе.
Архитектурный облик «царского» железнодорожного павильона определяется башней, сводчатыми окнами и высокой двускатной крышей из цветных чешуек. На сводчатом потолке центрального двусветного зала были изображены гербы русских городов.
Вход в павильон был оформлен в виде парадного крыльца с шатром на четырех бочковидных столбах. Два ряда стилизованных килевидных кокошников, расположенных «вперебежку», образовывали переход от кубического объема крыльца к высокому двенадцатигранному шатру, увенчанному золочеными куполом и двуглавым орлом.
.
Первоначально павильон не оштукатурили, и отделка окон, дверей и сводов подъезда из белого камня эффектно выделялась на фоне красно-кирпичных стен: «Нет разумной причины не пользоваться преимуществами того материала, из которого возведено строение, и скрывать его под слоем штукатурки, — заявлял в 1872 г. активный популяризатор «кирпичного стиля» архитектор И. Китнер. — Кирпичная облицовка фасада несравненно рациональнее штукатурной ее отделки. Строение с кирпичною облицовкой имеет в нашем климате большую прочность и возводится в гораздо меньший срок… Делая карнизы, наличники и прочие украшения из терракоты, можно достичь такого богатства форм и цветов, которому вряд ли будет в состоянии противостоять архитектура так называемых штукатурных строений.»
Рельефные изображения двуглавых орлов на фасадных стенах и над арками, орнаментальная резьба порталов, фигурные колонны на наружных углах крыльца и другие декоративные элементы убранства фасадов были выполнены из белого камня.
Своеобразная группировка и обрамление окон связаны с расположением и назначением внутренних помещений. Сделанные по специальным рисункам входные двери, украшенные орнаментом, выполненным шляпками гвоздей, и наружные восьмигранные фонари с шатровыми кровлями дополняли внешнюю отделку здания.
Чердак под высокой крышей был оборудован системой воздушного отопления.
В рисунке декоративного оформления использовалась российская государственная символика – двуглавые орлы, гербы городов, геральдические сюжеты, древнерусские орнаменты.
Парадные интерьеры были стилизованы под палаты с тяжелыми каменными сводами. Богатое убранство фасадов и интерьеров отвечало парадно-представительскому назначению вокзала, являясь образцом синтеза архитектуры, монументальной живописи и декоративно-прикладного искусства, в котором удачно сочетались формы древнерусского зодчества XVII в. с характерными для эпохи модерна технологиями строительства и материалами.
Императорские покои вокзала были расписаны художником М. И. Курилко знаками зодиака, подобно росписям в палатах любимого загородного дворца царя Алексея Михайловича.
Источники:
Царское Село на перекрестке времен и судеб. Материалы XVI научной Царскосельской конференции. Ч.1, 2, 2010 год. СПб, Изд-во Государственного Эрмитажа
История «Царскосельского завода София», ред. Петрова И… 1903-2003. СПб., 2003.
Ф. Рагин Открытия дилетанта. Императорские мосты
Ю. Новосельский. Императорский (“Третий”) путь Императорский (“Третий”) путь
Сидоренко К.П. Годы юности в городе Пушкине 1949-1956 гг. — СПб: ООО СПб СРП "Павел" ВОГ", 2010. — 168 с.
Журнал «ИСКРЫ», Иллюстрированный художественно-литературный и юмористический журнал при газете «Русское Слово». 1914 г.