Архитектурно-строительная
МАСТЕРСКАЯ
"ДРЕВНЕРУССКИЙ ДОМ"

+8 (495) 744-39-37
+8 (977) 149-65-90

Дома

Терема

Подробнее..

Мини бани

Подробнее..

Каменные дома в русском стиле

Подробнее..

Маленькие домики

Подробнее..

Сказочные дома

Подробнее..

Архитектурный эскиз Терема

Энциклопедия древнерусского дома 1

Подробнее..

Энциклопедия древнерусского дома 2

Подробнее..

Русский дом-возвращение к истокам

Подробнее...

Специальный репортаж "Древнерусское народное"

Специальный репортаж Древнерусское народное

Декор бревенчатого дома

Подробнее..

Чудо русского модерна

Подробнее..

Древнерусский дом

Древнерусский дом
Архитектурные стили
Бани
Украшение дома из бревна

Старинные проекты усадеб

Подробнее..

Русская сказка

Подробнее..

Интерьер домов в произведениях живописи

Подробнее..

Самые красивые дома в лесу

Подробнее..

Как проводится техническая экспертиза рубленного дома

Подробнее...

Здание Императорского вокзала-застывшая музыка веков

Вечер пятницы, на термометре минус 10, в субботу обещают еще холоднее, но это меня не смущает. Я ставлю на зарядку аккумуляторы и проверяю камеру, ведь завтра я собираюсь совершить новое путешествие в пространстве и даже немножечко во времени.

Моя задача — проехать поездом из Петербурга в Царское Село и посетить историческое, но, увы, заброшенное, здание Царского вокзала — того места, откуда Николай II уехал в начале 1917 года в Могилев и куда его привезли уже бывшим императором и самодержцем всероссийским после отречения от престола.

Пройдя на платформу Витебского вокзала, я смотрю направо и вижу красивое здание Царского павильона — сюда прибывали императорские поезда, привозившие Романовых в Петербург, в том числе из загородных резиденций. Пусть это будет стартовой точкой — получается символично. Как известно, после трагических событий революции 1905 года Николай II предпочитал жить в Александровском дворце в Царском Селе. Именно там, на северо-западной окраине Царского, по проекту архитектора В.А. Покровского, в 1912 году было построено новое здание императорского вокзала, взамен сгоревшего ранее деревянного. Пока я все это вспоминаю, пассажиры занимают свои места, и электричка увозит меня в Пушкин.

Полчаса и я почти на месте! Пройдя в другой конец города, обогнув комплекс зданий Федоровского городка и казарм Собственного его императорского величества Конвоя, среди утилитарных зданий автопарка и студенческих общежитий я увидел одноэтажный каменный павильон, обнесенный синим строительным забором. Здание царского вокзала выглядит странным среди нового городского ландшафта — нет поворотного круга, дебаркадера, самих путей…

Как сюда занесло это создание эстетствующей эпохи Серебряного века? Оставшись без монаршего владельца, сильно пострадав во время Великой Отечественной войны, павильон утратил свои функции и превратился в кусочек памяти о давно ушедшей культуре. Он как будто декорация — ведь царский вокзал строился во время подготовки к 300-летнему юбилею династии Романовых.

Архитектор использовал множество цитат из русской архитектуры XVI и XVII веков, создав скорее не утилитарный вокзал, а еще один роскошный павильон среди императорских парков. Конечно, все в прошлом, стены здания исписаны привычными для таких мест надписями, но, бросив взгляд на потолок, я понял, что мой путь проделан не зря! Я стою с задранной головой посредине разбитого зала, а надо мной парят цветастые птицы, водят целые хороводы гербы областей Российской империи, простирают крылья двуглавые орлы и заплетается бесконечный русский орнамент. Можно разглядеть даже знаки зодиака! Прошло сто лет, но краски кое-где еще сохранили свои цвета! Окружив себя в последние годы правления такими декорациями, как будто намеренно отрываясь от реальной жизни, последний русский император Николай II оставил нам удивительное по красоте и тонкости послание из своего навсегда ушедшего, идеалистического мира. Красоту росписей не смогли убить ни война, ни мирные вандалы — она дошла до нас, пускай и в поврежденном виде.

Каменный дом-Здание Императорского вокзала Каменный дом-Здание Императорского вокзала-фасад №1 Каменный дом-Здание Императорского вокзала-фасад №2
Каменный дом-Здание Императорского вокзала-фасад №3 Каменный дом-Здание Императорского вокзала-фасад №4 Каменный дом-Здание Императорского вокзала-фасад №5
Каменный дом-Здание Императорского вокзала-фасад №6 Каменный дом-Здание Императорского вокзала-фасад №7 Каменный дом-Здание Императорского вокзала-фасад №8
Каменный дом-Здание Императорского вокзала-фасад №9 Каменный дом-Здание Императорского вокзала-фасад №10 Каменный дом-Здание Императорского вокзала-фасад №11
Каменный дом-Здание Императорского вокзала-фасад №12 Каменный дом-Здание Императорского вокзала-фасад №13 Каменный дом-Здание Императорского вокзала-фасад №14
Каменный дом-Здание Императорского вокзала-фасад №15 Каменный дом-Здание Императорского вокзала-фасад №16 Каменный дом-Здание Императорского вокзала-фасад №17
Здание Императорского вокзала Здание Императорского вокзала-фасад №
Каменный дом-Здание Императорского вокзала-фасад №19 Каменный дом-Здание Императорского вокзала-фасад №20 Каменный дом-Здание Императорского вокзала-фасад №21
Каменный дом-Здание Императорского вокзала-фасад №22 Каменный дом-Здание Императорского вокзала-фасад №23 Каменный дом-Здание Императорского вокзала-фасад №24
Каменный дом-Здание Императорского вокзала-фасад №25 Каменный дом-Здание Императорского вокзала-фасад №26 Каменный дом-Здание Императорского вокзала-фасад №27
Каменный дом-Здание Императорского вокзала-фасад №28 Каменный дом-Здание Императорского вокзала-фасад №29 Каменный дом-Здание Императорского вокзала-фасад №30
Каменный дом-Здание Императорского вокзала-фасад №31 Каменный дом-Здание Императорского вокзала-фасад №32 Каменный дом-Здание Императорского вокзала-фасад №33
Каменный дом-Здание Императорского вокзала-фасад №34 Каменный дом-Здание Императорского вокзала-фасад №35 Каменный дом-Императорская семья

Я почувствовал себя на границе двух миров: одного, верхнего — идиллического, красивого, прошедшего, и другого, нижнего — грубого, матерного, грязного — он смотрел на меня похабными надписями на стенах, сбитым декором и следами кострищ на полу. В такие моменты по-настоящему понимаешь ценность произведений искусства, когда все рядом, все сравнимо — вот белое и черное, вот ад и вот рай. Я бы хотел, чтобы один зал остался законсервированным в нынешнем виде — надо водить туда экскурсии и показывать, как просто и легко потерять ключи от рая и упасть в черную пропасть, забыв себя, свою историю и культуру — ведь все познается в сравнении. Надеюсь, такой пример нам поможет!

Автор статьи: Андрей Стрельников

Архитектура

Он бы выстроен в столь любимом Николаем II «неорусском » стиле. Архитектурное решение Императорского павильона включает его в комплекс построек в неорусском стиле, созданный в начале 20 в. в Царском Селе.

Архитектурный облик «царского» железнодорожного павильона определяется башней, сводчатыми окнами и высокой двускатной крышей из цветных чешуек. На сводчатом потолке центрального двусветного зала были изображены гербы русских городов. Вход в павильон был оформлен в виде парадного крыльца с шатром на четырех бочковидных столбах. Два ряда стилизованных килевидных кокошников, расположенных «вперебежку», образовывали переход от кубического объема крыльца к высокому двенадцатигранному шатру, увенчанному золочеными куполом и двуглавым орлом.

.

Первоначально павильон не оштукатурили, и отделка окон, дверей и сводов подъезда из белого камня эффектно выделялась на фоне красно-кирпичных стен: «Нет разумной причины не пользоваться преимуществами того материала, из которого возведено строение, и скрывать его под слоем штукатурки, — заявлял в 1872 г. активный популяризатор «кирпичного стиля» архитектор И. Китнер. — Кирпичная облицовка фасада несравненно рациональнее штукатурной ее отделки. Строение с кирпичною облицовкой имеет в нашем климате большую прочность и возводится в гораздо меньший срок… Делая карнизы, наличники и прочие украшения из терракоты, можно достичь такого богатства форм и цветов, которому вряд ли будет в состоянии противостоять архитектура так называемых штукатурных строений.»

Рельефные изображения двуглавых орлов на фасадных стенах и над арками, орнаментальная резьба порталов, фигурные колонны на наружных углах крыльца и другие декоративные элементы убранства фасадов были выполнены из белого камня. Своеобразная группировка и обрамление окон связаны с расположением и назначением внутренних помещений. Сделанные по специальным рисункам входные двери, украшенные орнаментом, выполненным шляпками гвоздей, и наружные восьмигранные фонари с шатровыми кровлями дополняли внешнюю отделку здания.

Чердак под высокой крышей был оборудован системой воздушного отопления. В рисунке декоративного оформления использовалась российская государственная символика – двуглавые орлы, гербы городов, геральдические сюжеты, древнерусские орнаменты.

Парадные интерьеры были стилизованы под палаты с тяжелыми каменными сводами. Богатое убранство фасадов и интерьеров отвечало парадно-представительскому назначению вокзала, являясь образцом синтеза архитектуры, монументальной живописи и декоративно-прикладного искусства, в котором удачно сочетались формы древнерусского зодчества XVII в. с характерными для эпохи модерна технологиями строительства и материалами.

Императорские покои вокзала были расписаны художником М. И. Курилко знаками зодиака, подобно росписям в палатах любимого загородного дворца царя Алексея Михайловича.

Источники:

Царское Село на перекрестке времен и судеб. Материалы XVI научной Царскосельской конференции. Ч.1, 2, 2010 год. СПб, Изд-во Государственного Эрмитажа

История «Царскосельского завода София», ред. Петрова И… 1903-2003. СПб., 2003.

Ф. Рагин Открытия дилетанта. Императорские мосты

Ю. Новосельский. Императорский (“Третий”) путь Императорский (“Третий”) путь

Сидоренко К.П. Годы юности в городе Пушкине 1949-1956 гг. — СПб: ООО СПб СРП "Павел" ВОГ", 2010. — 168 с.

Журнал «ИСКРЫ», Иллюстрированный художественно-литературный и юмористический журнал при газете «Русское Слово». 1914 г.


АРХИТЕКТОР СКРИПНИК ВАСИЛИЙ БОРИСОВИЧ

ПОДРОБНЕЕ..

ИНТЕРВЬЮ СКРИПНИКА В. Б. ВЕСТЯМ-24

Интервью архитектора Скрипника Вестям

ВЕСТИ-24 СУХОСТОЙНАЯ СОСНА

Вести-24 Сухостойная сосна

ДРЕВНЕРУССКИЙ ДОМ АРХИТЕКТОРА ВИКТОРА ЯНДОВСКОГО

Древнерусский дом архитектора Виктора Яндовского

Подпишись на наш канал!

turbo turbo

ВООПИК

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР ВИКТОР ЯНДОВСКИЙ

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР АЛЕКСАНДР ПОПОВ

Архитектор Александр Попов ПОДРОБНЕЕ..

КРИЗИС ЗАПАДНОЙ АРХИТЕКТУРЫ

ПОДРОБНЕЕ...

АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ФЁДОРА ШЕХТЕЛЯ

ПОДРОБНЕЕ...

Поиск национального стиля в архитектуре С. В. Малютина

ПОДРОБНЕЕ...

АРХИТЕКТУРА «РУССКОЙ ДЕРЕВНИ» ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ИСТОРИИ «НЕОРУССКОГО СТИЛЯ»

ПОДРОБНЕЕ...

НЕБЕСА И ОКРЕСТНОСТИ КЕНОЗЕРЬЯ

ПОДРОБНЕЕ...

Культурный ландшафт и архитектурное проектирование

ПОДРОБНЕЕ...

РЕСТАВРАЦИОННЫЙ ЦЕНТР АЛЕКСАНДРА ПОПОВА

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВ

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТУРНАЯ ПРЕМИЯ

ПОДРОБНЕЕ..

РУССКИЕ ИДУТ-РУССКИЙ СТИЛЬ В ЕВРОПЕ

РУССКИЕ ИДУТ

АРХИТЕКТУРНО-КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕСТАВРАЦИИ КРОВЕЛЬ

ПОДРОБНЕЕ...

ЕЖЕГОДНАЯ ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ПРЕМИЯ ЗА ЛУЧШЕЕ АРХИТЕКТУРНОЕ СООРУЖЕНИЕ ИЗ ДЕРЕВА

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР СЕРГЕЙ СЕРГЕЕНКО

Архитектор Сергей Сергеенко ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР ОКСАНА ДВОРЯНИНОВА

Архитектор Оксана Дворянова ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОРЫ РУСЛАН ТЕЛЕГИН и ОЛЬГА ДЕРЕВЛЕВА

ПОДРОБНЕЕ..

ПАМЯТИ ЕЛЕНЫ ОПОЛОВНИКОВОЙ

Памяти Елены Ополовниковой ПОДРОБНЕЕ..

ОПОЛОВНИКОВ-НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ РОССИИ

ПОДРОБНЕЕ..

ЛИКИ СВЯТОЙ РУСИ

Лики святой Руси ПОДРОБНЕЕ..

РУСЬ УХОДЯЩАЯ

ПОДРОБНЕЕ..

РУСЬ РЕЗНАЯ-ПРЯНИЧНЫЕ ДОМИКИ

ПОДРОБНЕЕ..

АНГЛИЙСКИЙ ФОТОГРАФ РИЧАРД ДЕВИС-РУССКИЙ СЕВЕР

ПОДРОБНЕЕ..

ДЕРЕВЯННЫЙ ДОМ-ПУТЬ К ОСМЫСЛЕНИЮ

ПОДРОБНЕЕ..

РУССКИЙ ДОМ-ВОЗРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ

ПОДРОБНЕЕ..

РУССКИЙ СТИЛЬ-ПОИСК ПУТИ

ПОДРОБНЕЕ...

ДЕРЕВЯННЫЙ ДОМ НА ИСТРЕ

ПОДРОБНЕЕ...

РУБИТЬ ПО-РУССКИ

ПОДРОБНЕЕ...

БАНЯ АРХИТЕКТОРА НИКОЛАЯ БЕЛОУСОВА

ПОДРОБНЕЕ...

УРОКИ МАСТЕРСТВА-КАК СРУБИТЬ РУССКИЙ ДОМ

Как срубить русский дом

ОТДЕЛКА ДОМА В РУСТИКАЛЬНОМ СТИЛЕ

Отделка дома в рустикальном стиле