Архитектурно-строительная
МАСТЕРСКАЯ
"ДРЕВНЕРУССКИЙ ДОМ"

+8 (495) 744-39-37
+8 (977) 149-65-90

Дома

Терема

Подробнее..

Мини бани

Подробнее..

Каменные дома в русском стиле

Подробнее..

Маленькие домики

Подробнее..

Сказочные дома

Подробнее..

Архитектурный эскиз Терема

Энциклопедия древнерусского дома 1

Подробнее..

Энциклопедия древнерусского дома 2

Подробнее..

Русский дом-возвращение к истокам

Подробнее...

Специальный репортаж "Древнерусское народное"

Специальный репортаж Древнерусское народное

Декор бревенчатого дома

Подробнее..

Чудо русского модерна

Подробнее..

Древнерусский дом

Древнерусский дом
Архитектурные стили
Бани
Украшение дома из бревна

Старинные проекты усадеб

Подробнее..

Русская сказка

Подробнее..

Интерьер домов в произведениях живописи

Подробнее..

Самые красивые дома в лесу

Подробнее..

Как проводится техническая экспертиза рубленного дома

Подробнее...

Саввинское подворье

"В последние годы воздвигается очень много новых домов… тут и “empire”, и “модерн”, и смесь французского с нижегородским, но как мало среди этой массы сооружений таких, которые могли бы называться действительно произведениями искусства!.." И.С. Кузнецов.

Среди московских архитекторов конца XIX – начала ХХ века Иван Сергеевич Кузнецов выделяется не только внушительным количеством построенного, но и продолжительностью своей творческой жизни, добрая треть которой пришлась уже на советский период. На фоне коллег, многие из которых после 1917 года если и не канули в безвестность, то во всяком случае сменили сферу деятельности, отойдя от практики в область преподавания, консультирования, реставрации и т.п., И.С. Кузнецов определённо кажется «баловнем судьбы», счастливо избежавшим жестокой нужды и репрессий.

К моменту вступления И.С. Кузнецова на поприще самостоятельного архитектурного творчества в конце 1880-х годов поиски русского стиля уже имели в отечественном зодчестве солидную историю. Но персонально для него обращение к национально-самобытным формам кажется предопределённым самим происхождением из самых глубин народной среды и обстоятельствами профессионального становления. Отец Ивана Сергеевича – крестьянин Владимирской губернии -- как и многие односельчане, занимался отхожим промыслом по строительной части: был десятником артели каменщиков. Сам будущий архитектор с отроческих лет трудился на стройках. Затем были архитектурные классы московского Училища живописи, ваяния и зодчества (УЖВЗ), работа у видного московского зодчего К.В. Терского, впоследствии – у самого Ф.О. Шехтеля. С 1892 по 1897 годы И.С. Кузнецов учился в Высшем художественном училище при ИАХ (Императорской Академии художеств), в мастерской под руководством Л.Н. Бенуа – безусловно, лучшего отечественного архитектора-педагога конца XIX века.

В период с 1905 по 1907 годы Иван Сергеевич спроектировал и построил, наверное, самое известное из своих зданий - Саввинское подворье, декорированное абрамцевскими изразцами.

Каменный дом-Саввинское подворье Каменный дом-Саввинское подворье-фасад №1 Каменный дом-Саввинское подворье-фасад №2
Каменный дом-Саввинское подворье-фасад №3 Каменный дом-Саввинское подворье-фасад №4 Каменный дом-Саввинское подворье-фасад №5
Каменный дом-Саввинское подворье-фасад №6 Каменный дом-Саввинское подворье-фасад №7 Каменный дом-Саввинское подворье-фасад №8
Каменный дом-Саввинское подворье-фасад №9 Каменный дом-Саввинское подворье-фасад №10 Каменный дом-Саввинское подворье-фасад №11
Каменный дом-Саввинское подворье-фасад №12 Каменный дом-Саввинское подворье-фасад №13 Каменный дом-Саввинское подворье-фасад №14
Каменный дом-Саввинское подворье-фасад №15 Каменный дом-Саввинское подворье-фасад №16 Каменный дом-Саввинское подворье-фасад №17
Саввинское подворье Саввинское подворье-фасад №
Каменный дом-Саввинское подворье-фасад №19 Каменный дом-Саввинское подворье-фасад №20 Каменный дом-Саввинское подворье-фасад №21
Каменный дом-Саввинское подворье-фасад №22 Каменный дом-Саввинское подворье-фасад №23 Каменный дом-Саввинское подворье-фасад №24
Каменный дом-Саввинское подворье-фасад №25 Каменный дом-Саввинское подворье-фасад №26
Каменный дом-Саввинское подворье-фасад №27 Каменный дом-Саввинское подворье-фасад №28
Каменный дом-Саввинское подворье-фасад №29 Каменный дом-Саввинское подворье-фасад №30
Каменный дом-Саввинское подворье-фасад №31 Каменный дом-Саввинское подворье-фасад №32 Каменный дом-Саввинское подворье-фасад №33
Каменный дом-Саввинское подворье-фасад №34 Каменный дом-Саввинское подворье-фасад №35 Каменный дом-Саввинское подворье-фасад №36
Каменный дом-Саввинское подворье-фасад №37 Каменный дом-Саввинское подворье-фасад №38 Каменный дом-Саввинское подворье-фасад №39
Каменный дом-Саввинское подворье-фасад №40 Каменный дом-Саввинское подворье-фасад №41 Каменный дом-Саввинское подворье-фасад №42
Каменный дом-Саввинское подворье-фасад №43 Каменный дом-Саввинское подворье-фасад №44

В основе проекта лежало планировочное решение дома-каре с двумя сообщающимися внутренними дворами. Первоначально все фасады здания предполагалось решить в эклектичных, барочно-маньеристических формах. Главный фасад в исходном варианте представлял собой симметричную композицию с расположенной по центру проездной аркой, фланкированной фигурами кариатид. Второй и третий этажи должны были объединяться пилястрами ионического ордера, а венчалось здание классическим фронтоном. Для 1900-х годов, искушённых пластической дерзостью раннего модерна, такое решение смотрится безусловно архаичным и вряд ли стало бы удачей архитектора. Но уже в процессе строительства замысел Кузнецова был изменён по не вполне понятным причинам. Был составлен новый проект главного фасада, решённого в формах русского стиля. Именно этот фасад превратил почти заурядное здание в одну из самых ярких и художественно значимых построек Москвы начала ХХ века.

Как отмечала М.В. Нащокина, окончательный, выдержанный в неорусском стиле фасад Саввинского подворья имеет широкий спектр источников: «Если декор и композиция центральной и боковой (проездной) арок восходят к крепостной архитектуре Ростова, общий абрис и декор центрального объема более всего напоминает, правда в ином масштабе, неповторимый московский Крутицкий теремок, сплошь покрытый изразцами. ˂…˃ Абрис нарядных окон на боковых башнях восходит к знаменитой церкви св. Иоанна Златоуста “в Коровниках” в Ярославле». Обращение к отечественному зодчеству XVII века в поисках стилевых прообразов было едва ли не общим местом для архитекторов поколения И.С. Кузнецова. Но в данном случае правильнее говорить о влиянии произведений архитектуры, гораздо более близких по времени создания – Верхних Торговых рядов А.Н. Померанцева (1889-1893), Средних рядов Р.И. Клейна (1891-1893) и Ярославского вокзала Ф.О. Шехтеля (1902—1904). Едва ли не под обаянием этих нашумевших построек Иван Сергеевич решился на радикальную перекомпоновку центральной части фасада. Тема Верхних и Средних Торговых рядов прослеживается в активном использовании мотива приземистой аркады в сочетании с высокой кровлей, симметрично фланкированной шатровыми башнями, в некоторых других декоративных деталях; отзвук перестроенного Ярославского вокзала ощущается главным образом в щедрости майоликовой полихромии, но также и в стремлении к пропорциональным искажениям древнерусских форм, к гротескной их трансформации. Но если и у Померанцева с Клейном, и у Шехтеля огромная арка в центре имеет как большое образное значение, так и функциональное оправдание (обрамляет оформляет витражное окно, служащее для естественного освещения вестибюля), то у Кузнецова монументальный архивольт появляется довольно спонтанно и попросту накладывается на поэтажные членения доходного дома, неловко «обрезая» оконные проёмы второго этажа.

Особое достоинство фасаду дома Саввинского подворья придаёт майоликовый декор, способный затмить и искупить курьёзы архитектурной композиции. Тонкая графичная манера полихромного рисунка в обрамлениях арок, наличников окон и фриза, по наблюдению М.В. Нащокиной, восходит к «усольским» эмалям XVII в. Применение майоликовых панно для придания фасадам художественной выразительности в московской архитектуре начала ХХ века чрезвычайно распространено, достаточно вспомнить «Метрополь», доходный дом М.В. Сокол на Кузнецком мосту или тот же Ярославский вокзал. Но именно в этой сфере, как думается, Кузнецов выступил не эпигоном, а одним из зачинателей. Ведь уже в эскизах для церкви в усадьбе Медведниковых Поречье (1896) мастер предложил не только внутреннюю роспись, стилизованную под XVII столетие, но и майоликовый фриз на фасаде с характерным раппортным орнаментом «павлиний глаз».

Дом Саввинского подворья продемонстрировал замечательную особенность интерпретации национального стиля Кузнецовым: на фоне программной архаизации образов, попыток обращения к домонгольским памятникам Новгорода, Пскова, Владимира и Суздаля, он восхищается «нарышкинскими» постройками и включает в свой арсенал элементы барокко.

Первоисточник:

Блог Ильи Печенкина в соавторстве с Л.В. Сайгиной.

Опубликовано: Архитектурное наследство. Вып. 59. М., 2013. С. 180-198

https://zen.yandex.ru/drevnerusskii_dom


АРХИТЕКТОР СКРИПНИК ВАСИЛИЙ БОРИСОВИЧ

ПОДРОБНЕЕ..

ИНТЕРВЬЮ СКРИПНИКА В. Б. ВЕСТЯМ-24

Интервью архитектора Скрипника Вестям

ВЕСТИ-24 СУХОСТОЙНАЯ СОСНА

Вести-24 Сухостойная сосна

ДРЕВНЕРУССКИЙ ДОМ АРХИТЕКТОРА ВИКТОРА ЯНДОВСКОГО

Древнерусский дом архитектора Виктора Яндовского

Подпишись на наш канал!

turbo turbo

ВООПИК

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР ВИКТОР ЯНДОВСКИЙ

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР АЛЕКСАНДР ПОПОВ

Архитектор Александр Попов ПОДРОБНЕЕ..

КРИЗИС ЗАПАДНОЙ АРХИТЕКТУРЫ

ПОДРОБНЕЕ...

АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ФЁДОРА ШЕХТЕЛЯ

ПОДРОБНЕЕ...

Поиск национального стиля в архитектуре С. В. Малютина

ПОДРОБНЕЕ...

АРХИТЕКТУРА «РУССКОЙ ДЕРЕВНИ» ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ИСТОРИИ «НЕОРУССКОГО СТИЛЯ»

ПОДРОБНЕЕ...

НЕБЕСА И ОКРЕСТНОСТИ КЕНОЗЕРЬЯ

ПОДРОБНЕЕ...

Культурный ландшафт и архитектурное проектирование

ПОДРОБНЕЕ...

РЕСТАВРАЦИОННЫЙ ЦЕНТР АЛЕКСАНДРА ПОПОВА

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВ

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТУРНАЯ ПРЕМИЯ

ПОДРОБНЕЕ..

РУССКИЕ ИДУТ-РУССКИЙ СТИЛЬ В ЕВРОПЕ

РУССКИЕ ИДУТ

АРХИТЕКТУРНО-КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕСТАВРАЦИИ КРОВЕЛЬ

ПОДРОБНЕЕ...

ЕЖЕГОДНАЯ ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ПРЕМИЯ ЗА ЛУЧШЕЕ АРХИТЕКТУРНОЕ СООРУЖЕНИЕ ИЗ ДЕРЕВА

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР СЕРГЕЙ СЕРГЕЕНКО

Архитектор Сергей Сергеенко ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР ОКСАНА ДВОРЯНИНОВА

Архитектор Оксана Дворянова ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОРЫ РУСЛАН ТЕЛЕГИН и ОЛЬГА ДЕРЕВЛЕВА

ПОДРОБНЕЕ..

ПАМЯТИ ЕЛЕНЫ ОПОЛОВНИКОВОЙ

Памяти Елены Ополовниковой ПОДРОБНЕЕ..

ОПОЛОВНИКОВ-НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ РОССИИ

ПОДРОБНЕЕ..

ЛИКИ СВЯТОЙ РУСИ

Лики святой Руси ПОДРОБНЕЕ..

РУСЬ УХОДЯЩАЯ

ПОДРОБНЕЕ..

РУСЬ РЕЗНАЯ-ПРЯНИЧНЫЕ ДОМИКИ

ПОДРОБНЕЕ..

АНГЛИЙСКИЙ ФОТОГРАФ РИЧАРД ДЕВИС-РУССКИЙ СЕВЕР

ПОДРОБНЕЕ..

ДЕРЕВЯННЫЙ ДОМ-ПУТЬ К ОСМЫСЛЕНИЮ

ПОДРОБНЕЕ..

РУССКИЙ ДОМ-ВОЗРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ

ПОДРОБНЕЕ..

РУССКИЙ СТИЛЬ-ПОИСК ПУТИ

ПОДРОБНЕЕ...

ДЕРЕВЯННЫЙ ДОМ НА ИСТРЕ

ПОДРОБНЕЕ...

РУБИТЬ ПО-РУССКИ

ПОДРОБНЕЕ...

БАНЯ АРХИТЕКТОРА НИКОЛАЯ БЕЛОУСОВА

ПОДРОБНЕЕ...

УРОКИ МАСТЕРСТВА-КАК СРУБИТЬ РУССКИЙ ДОМ

Как срубить русский дом

ОТДЕЛКА ДОМА В РУСТИКАЛЬНОМ СТИЛЕ

Отделка дома в рустикальном стиле