Ростовский кремль-Красная палата
За все время существования России только два города удостоились звания "ВЕЛИКИЙ" - Великий Новгород и РОСТОВ ВЕЛИКИЙ. И это не случайно. Ростов Великий стал первой столицей русского княжества в центре будущей России, позднее она была перенесена в Суздаль, затем – во Владимир и только потом – в Москву. Ростовское княжество – Ростово-Суздальское – Владимиро-Суздальское – Великое Московское княжество – вот история становления и образования России.
Ростовский кремль никогда не был собственно кремлем, то есть княжеской или царской резиденцией. Он изначально задумывался как резиденция митрополита.
Ростово-Ярославская митрополия была одной из богатейших в стране. Иона Сысоевич управлял ею около 40 лет, с 1652 по 1690 гг.. Он украсил митрополию великолепнейшими зданиями и храмами. (Добавим, что он также перестроил близлежащие монастыри (включая Борисоглебский), ансамбль Успенского собора, Толгский монастырь в Ярославле и Воскресенский монастырь в Угличе).
Это было золотое время и для Ростова, и для Ярославля.<
Но самое знаменитое творение митрополита Ионы – радостный и лучезарный ансамбль Ростовского Кремля.
Все его разнообразные сооружения объединены в редкий по живописности, но в то же время удивительно гармоничный ансамбль.
Единство и благородная сдержанность цветового решения придавали ему особую одухотворенность. Белая со слегка розоватым оттенком окраска каменных стен своеобразно сочеталась с серебристым, почти черным цветом тесовых кровель и тускловатым блеском луженого покрытия глав и крестов. Картину дополнял разбитый на центральном дворе роскошный сад с широким зеркалом пруда, уподоблявшийся райскому саду. Да и ансамбль в целом, по замыслу митрополита Ионы, должен был символизировать небесный град Иерусалим.
Построенный в начале XVI века Успенский собор (сохранившийся до наших дней) − поистине великолепное здание, достойное быть центральным собором одного из главных городов средневековой Руси. Его архитектура находится под явным влиянием Успенского собора Московского Кремля − вероятно, зодчие, строившие собор, бывали в Москве и внимательно изучали столичный храм. Мощные стены ростовского Успенского собора разделены лопатками на три прясла с запада и четыре − с севера и юга. Все прясла завершаются килевидными закомарами. По горизонтали собор опоясан красивым узорчатым аркатурно-колончатым поясом между нижним и верхним рядами окон. Венчают собор пять мощных глав на световых барабанах.
Внутри собор выглядит очень высоким, с повышенными арками. В 1669 году он был расписан мастерами из Ярославля и Костромы − артелью Севастьяна Дмитриева и Иосифа Владимирова, в которой тогда работали и знаменитые мастера Гурий Никитин и Сила Савин (позднее они расписывали и новопостроенные храмы Архиерейского двора). Под их фресками исследователи-реставраторы уже в советское время обнаружили фрагменты более ранних фресок, сделанных в 1589 году. Роскошный барочный иконостас, сохранившийся до наших дней, был установлен в соборе при архиепископе Иоакиме в 1736 году после очередного пожара. В соборе сохранились захоронения многих ростовских князей и духовенства, в том числе и строителя Ростовского кремля, митрополита Ионы Сысоевича.
Комплекс Успенского собора − это отдельная часть нынешнего Ростовского кремля, самая древняя.
Однако все остальные храмы Ростовского кремля и стены с башнями зодчие смогли поставить так, что все они стали единым гармоничным архитектурным ансамблем, одним из красивейших в России.
Знакомство с Метрополичьим двором начинается с дивного дворика с прудом,в зеркале которого поочередно отражаются все кремлевские соборы.Почти круглый год здесь цветут цветы и деревья, поют птицы, зеленеет трава...
Рассмотрим подробно все эти архитектурные шедевры внутри Митрополичьева двора. Начнем с Красной палаты.
Эта палата благодаря своей красоте называлась Красной ( отсюда и весь дворец получил то же название): ее стены и своды были расписаны фресковой живописью. Располагались здесь жилые помещения и столовая.
Из жилых помещений можно было пройти по висячим галереям на западную и южную стены кремля, к церквам Иоанна Богослова и Григория Богослова.
Большое впечатление производит наружный вид Красной палаты. Красивое двухшатровое крыльцо ведет на второй этаж, в парадные помещения: "от государевых хором на дворе крыльцо каменное, над лестницею свод, над рундуками два шатра каменные опаяны железом белым". Толстые столбы-кубышки, поддерживающие крыльцо, богато профилированные горизонтальные тяги, сдвоенные арки с орнаментированными гирьками и, наконец, высокие шатры с золочеными прапорцами-гербами придают всему сооружению сказочный вид.
Богато декорированы и стены Красной палаты. Основное их украшение — сложные, фигурные наличники, различные на обоих этажах. Завершает Красную палату высокая "теремная" кровля со слуховыми окнами и дымниками. Кровля придает Красной палате сходство с царскими теремами Московского кремля.
Сам Кремль - уникальное явление русской культуры. Все его внутренние помещения - расписаны...
Фрески, притом от пола и до потолка.Они здесь повсюду... Они возносятся куда-то вверх. И освещает их только натуральный свет...
Они неправдоподобно прекрасны...
Потрясают воображение и многочисленные изразцы, вкрапленные в архитектурные детали. Излюбленные мотивы - птицы и цветы.
Птицы на изразцах ростовского кремля отнюдь не случайны. Птицы являются символами рая. (В традиционной культуре считалось, что на зиму птицы улетают в ирий - рай, а весной возвращяются обратно).А по замыслу митрополита Ионы,как мы уже говорили, весь комплекс ростовского кремля должен был символизировать именно небесный град - горний Иерусалим.
Другой излюбленный мотив изразцов - многочисленные цветы, эти частички Рая на земле.
Декоративна и сама роспись стен... А все это вместе создает атмосферу неправдоподобной сказки или дивного сна.
Сна, к котором вам снится, что вы в Раю...
(Заметим, что традиции прославленных ростовских мастеров с честью продолжают и наши современники - матера декоративно-прикладного искусства, с чьими работами можно познакомиться в музеях и мастерских на территории Кремля).
И завершить наш рассказ мне хочется словами одного из историков архитектуры:
«И остались на земле памятью Ионе жемчужины архитектуры, которые и сейчас, через три с лишним столетия, восхищают своей утонченной красотой. О таких древние книжники говорили не «построены», а поэтично и проникновенно – «измечтаны».."
Автор статьи МАРИНА БАРМАНИ.