Архитектурно-строительная
МАСТЕРСКАЯ
"ДРЕВНЕРУССКИЙ ДОМ"

+8 (495) 744-39-37
+8 (977) 149-65-90

Дома

Терема

Подробнее..

Мини бани

Подробнее..

Каменные дома в русском стиле

Подробнее..

Маленькие домики

Подробнее..

Сказочные дома

Подробнее..

Архитектурный эскиз Терема

Энциклопедия древнерусского дома 1

Подробнее..

Энциклопедия древнерусского дома 2

Подробнее..

Русский дом-возвращение к истокам

Подробнее...

Специальный репортаж "Древнерусское народное"

Специальный репортаж Древнерусское народное

Декор бревенчатого дома

Подробнее..

Чудо русского модерна

Подробнее..

Древнерусский дом

Древнерусский дом
Архитектурные стили
Бани
Украшение дома из бревна

Старинные проекты усадеб

Подробнее..

Русская сказка

Подробнее..

Интерьер домов в произведениях живописи

Подробнее..

Самые красивые дома в лесу

Подробнее..

Как проводится техническая экспертиза рубленного дома

Подробнее...

Особенности строительства в различных краях

 

Особенности строительства в различных краях-фрагмент №1

Особенности строительства в различных краях-фрагмент №2

Нередко при возведении и облицовке стен использовались обрезки, оставшиеся от возведения сруба. В некоторых случаях это производилось в целях экономии древесины, в других просто не хватало материала для полноценного строительства. Но всегда, если не хватало длины бревна, то подбирали более короткий вариант, который обладал таким же диаметром. Такие бревна соединялись впритык друг к другу. Это осуществлялось таким образом, чтобы шип, находящийся в вертикальном положении, точно входил в паз. Имеющиеся щели плотно прокладывали мхом для того, чтобы соединение не продувалось и сохраняло свою надежность.

Иногда люди возводили пятистенок — особый сруб, который обладал дополнительной капитальной стеной посреди строения. Она делила площади помещения на две разные части, которые назывались горницей и повалушкой. Наименования могут очень сильно различаться в зависимости от местности и особенностей диалекта, но наибольшее распространение получили именно эти варианты. В таких случаях бревна, входящие в структуру внутренней стены, было принято соединять с фасадными конструкциями. На концах бревен выпиливали четверть размера всего диаметра. Такие проруби обычно расширялись ближе к торцу. Это делалось для того, чтобы максимально надежно закрепить и зафиксировать внутреннюю стену постройки, а также уберечь ее от лишних продувов и прочих нежелательных воздействий в местах соединений.

В северных местностях в большинстве случаев подобные соединения осуществлялись с определенным остатком, это правило касалось и пятой стены. Для этого ее прирубали в обычную чашу по такому же принципу, как это происходило с другими углами строения. Торцовые части бревен, находящиеся на улице, затесывали при помощи топора. Это не позволяло ненужной влаге проникать внутрь и делало конструкцию более долговечной.

В ряде местностей, в частности в Мезени, при рубке длинной стены между разными частями строения, а также больших помещений, предназначенных для хозяйственных целей, дополнительно производили монтаж небольших поперечных стен. Они были аналогами современных контрфорсов. Это делало возводимые конструкции еще более прочными и надежными. Также они играли роль опоры для длинных перекладин, которые предназначались для удержания стропил и не давали крыше расползаться в разные стороны.

В последнее время технология претерпела изменения, и такие опоры постепенно заменили сжимами. Под ними понимается несколько вертикально установленных брусьев по разные стороны одной стены. Они соединялись между собой, что автоматически увеличивало прочность конструкции. Однако между поверхностями стен и системой сжимов должно было оставаться некоторое количество свободного пространства, поскольку изба в дальнейшем проходила еще и процесс усадки.

В тех случаях, когда несколько срубов возводили впритык, подобные конструкции назывались шестистенками. При этом в области перекрытия, находящегося наверху, монтировали специфический сжим особого вида и формы, который соединял их. Для его изготовления использовалась часть ствола ели. Обязательным условием было наличие прочного корневища, которое должно было быть загнуто. Также на стороне с корнем требовались два элемента в форме ухватов, расположенных в единой плоскости. Каждый из них входит в верхнюю и нижнюю часть выпусков сруба, зацепившись за них. Ствол в горизонтальном положении должен был пройти между имеющимися пазами, которые прорубались в выпусках, прорезанных в стороны находящегося рядом сруба. С противоположной стороны елового ствола необходимо было проделать вертикальное отверстие. Оно имело прямоугольную форму и в него вставлялся специальный клин, предназначенный для крепежа конструкции. Под совершаемыми ударами клин перемещался в нижнюю часть, проходил между выпусками, и выходило так, что он опирается на них. Благодаря наличию двух ухватов и такого клина оба сруба надежно были закреплены и удерживались друг рядом с другом. Конструкция выглядела очень причудливо и необычно, но она так и оставалась на фасаде, а по надежности ей не было равных.

Иногда, чтобы придать подобному элементу дополнительную визуальную привлекательность, его исполняли в форме гигантского ключа. Такое произведение поражало многих свидетелей своей оригинальностью, особенно гостей, приехавших из города.

Такой ключ является еще одним свидетельством того, что русские мастера, возводившие старые строения, всегда пытались функциональным элементам придать живой образ, в котором было много символизма. Как говорят славяне, обитель строителю — по его умениям. А поскольку хозяева встречались разные, то и плотники внедряли в детали постройки различные элементы с разным символическим значением.

Особенности строительства в различных краях-фрагмент №3

Особенности строительства в различных краях-фрагмент №4

Суеверия и страхи русского народа.

Так, к скупым хозяевам подселяли столь известных «кикимор». Такое название они получили, поскольку в доме по ночам начинали проявляться загадочные и страшные громкие звуки, а в ветреную погоду были слышны зловещие завывания. Суеверные люди полагали, что все это является проделками злых духов. Не зная, за счет какой технической особенности строитель добился такого эффекта, нельзя было и устранить данный дефект самостоятельно. Но самой популярной «кикиморой» являлась маленькая бутылка с отсутствующим дном. Если ее положить между бревен внутри сруба, да еще вдобавок прикрыть мхом и прорубить щель возле горлышка, то получался самый настоящий свисток. Разумеется, когда дул ураганный ветер, спрятанная бутылка и начинала издавать те самые звуки, которые хозяева принимали за вой разгневанных духов. Поэтому старались быстренько ликвидировать "нечистую", оплатив мастеру столько, сколько потребуется и даже чуть больше — "на всякий случай".


АРХИТЕКТОР СКРИПНИК ВАСИЛИЙ БОРИСОВИЧ

ПОДРОБНЕЕ..

ИНТЕРВЬЮ СКРИПНИКА В. Б. ВЕСТЯМ-24

Интервью архитектора Скрипника Вестям

ВЕСТИ-24 СУХОСТОЙНАЯ СОСНА

Вести-24 Сухостойная сосна

ДРЕВНЕРУССКИЙ ДОМ АРХИТЕКТОРА ВИКТОРА ЯНДОВСКОГО

Древнерусский дом архитектора Виктора Яндовского

Подпишись на наш канал!

turbo turbo

ВООПИК

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР ВИКТОР ЯНДОВСКИЙ

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР АЛЕКСАНДР ПОПОВ

Архитектор Александр Попов ПОДРОБНЕЕ..

КРИЗИС ЗАПАДНОЙ АРХИТЕКТУРЫ

ПОДРОБНЕЕ...

АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ФЁДОРА ШЕХТЕЛЯ

ПОДРОБНЕЕ...

Поиск национального стиля в архитектуре С. В. Малютина

ПОДРОБНЕЕ...

АРХИТЕКТУРА «РУССКОЙ ДЕРЕВНИ» ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ИСТОРИИ «НЕОРУССКОГО СТИЛЯ»

ПОДРОБНЕЕ...

НЕБЕСА И ОКРЕСТНОСТИ КЕНОЗЕРЬЯ

ПОДРОБНЕЕ...

Культурный ландшафт и архитектурное проектирование

ПОДРОБНЕЕ...

РЕСТАВРАЦИОННЫЙ ЦЕНТР АЛЕКСАНДРА ПОПОВА

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВ

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТУРНАЯ ПРЕМИЯ

ПОДРОБНЕЕ..

РУССКИЕ ИДУТ-РУССКИЙ СТИЛЬ В ЕВРОПЕ

РУССКИЕ ИДУТ

АРХИТЕКТУРНО-КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕСТАВРАЦИИ КРОВЕЛЬ

ПОДРОБНЕЕ...

ЕЖЕГОДНАЯ ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ПРЕМИЯ ЗА ЛУЧШЕЕ АРХИТЕКТУРНОЕ СООРУЖЕНИЕ ИЗ ДЕРЕВА

ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР СЕРГЕЙ СЕРГЕЕНКО

Архитектор Сергей Сергеенко ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОР ОКСАНА ДВОРЯНИНОВА

Архитектор Оксана Дворянова ПОДРОБНЕЕ..

АРХИТЕКТОРЫ РУСЛАН ТЕЛЕГИН и ОЛЬГА ДЕРЕВЛЕВА

ПОДРОБНЕЕ..

ПАМЯТИ ЕЛЕНЫ ОПОЛОВНИКОВОЙ

Памяти Елены Ополовниковой ПОДРОБНЕЕ..

ОПОЛОВНИКОВ-НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ РОССИИ

ПОДРОБНЕЕ..

ЛИКИ СВЯТОЙ РУСИ

Лики святой Руси ПОДРОБНЕЕ..

РУСЬ УХОДЯЩАЯ

ПОДРОБНЕЕ..

РУСЬ РЕЗНАЯ-ПРЯНИЧНЫЕ ДОМИКИ

ПОДРОБНЕЕ..

АНГЛИЙСКИЙ ФОТОГРАФ РИЧАРД ДЕВИС-РУССКИЙ СЕВЕР

ПОДРОБНЕЕ..

ДЕРЕВЯННЫЙ ДОМ-ПУТЬ К ОСМЫСЛЕНИЮ

ПОДРОБНЕЕ..

РУССКИЙ ДОМ-ВОЗРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ

ПОДРОБНЕЕ..

РУССКИЙ СТИЛЬ-ПОИСК ПУТИ

ПОДРОБНЕЕ...

ДЕРЕВЯННЫЙ ДОМ НА ИСТРЕ

ПОДРОБНЕЕ...

РУБИТЬ ПО-РУССКИ

ПОДРОБНЕЕ...

БАНЯ АРХИТЕКТОРА НИКОЛАЯ БЕЛОУСОВА

ПОДРОБНЕЕ...

УРОКИ МАСТЕРСТВА-КАК СРУБИТЬ РУССКИЙ ДОМ

Как срубить русский дом

ОТДЕЛКА ДОМА В РУСТИКАЛЬНОМ СТИЛЕ

Отделка дома в рустикальном стиле